Духовное наслѣдiе о. Георгiя Шереметьева - часть 1-ая.

May 07, 2016 01:09



Графъ Георгiй Александровичъ Шереметевъ въ кавалергардской формѣ.
Дорожныя думы.
(«Православная Жизнь», приложенiе къ «Православной Руси», № 6 (570) Iюнь 1997 г.)
Духовное наслѣде о. Георгiя Шереметева.

Литературное наслѣдiе протоiерея Георгiя (въ мipy графъ Шереметевъ) не обширно, но весьма глубоко́ по своему содержанiю. О. Георгiй являетъ собой примѣръ того, какъ много могло бы сдѣлать для Россiи и Православiя дворянство, если бы оно всѣцѣло было пре́дано тысячелѣтнимъ идеаламъ Святой Руси.

Mнoгie годы въ архивѣ семьи Шереметевыхъ сохранялась рукопись о. Георгiя «Дорожныя думы», нынѣ впервые публикуемая. Эту работу можно назвать тайнозрѣнiемъ православной души. Творческое вдохновенie для своихъ богословскихъ размышленiй о. Георгiй черпа́лъ въ православномъ богослуженiи, въ писанiяхъ Св. Учителей Церкви. Преимущество его работы въ томъ, что она съ одной стороны - совершенно лишена́ скучной наукообразности, а съ другой - обладаетъ всѣми положительными свойствами истинно церковной литературы.
       Скажемъ теперь нѣсколько словъ объ авторѣ, «Дорожныхъ думъ». Графъ Георгiй Александровичъ Шереметевъ родился въ 1887 г. въ Санктъ-Петербургѣ. Тамъ же онъ учился на историко-филологическомъ факультетѣ университета. Затѣмъ поступилъ вольноопредѣляющимся въ Кавалергардскiй полкъ. Въ 1910 г., будучи офицеромъ, сочетался бракомъ съ княжной Екатериной Дмитрiевной Голициной. Графъ Георгiй вышелъ съ полкомъ на войну 1914 г. Защишая «Вѣру, Царя и Отечество» онъ провелъ всю войну въ рядахъ полка, вплоть до революцiи, когда полкъ распался. Предчувствуя необратимость революцiонныхъ событiй, графъ Георгiй перебрался на Кавказъ. Здѣсь, какъ бы вновь вспыхнулъ свѣтъ надежды на освобожденiе Родины отъ ига безбожниковъ. Когда въ Крыму возродился Кавалергардскiй эскадронъ, графъ Георгiй вернулся въ родную часть и участвовалъ въ бояхъ противъ красныхъ въ Крыму, до самой эвакуацiи Бѣлой Армiи. Соединился съ семьей онъ уже за границей. Конецъ II Мiровой войны засталъ графа Георгiя въ лагерѣ бѣженцевъ, гдѣ онъ, спустя нѣкоторое время, принялъ священство. О. Георгiй много помогалъ бѣженцамъ духовно и матерiально, хотя и самъ жилъ болѣе чѣмъ скромно.
          Въ 1958 г. о. Георгiй быль переведенъ въ Англiю, въ Лондонъ, гдѣ сталъ настоятелемъ при храмѣ женской Благовѣщенской обители. Онъ скончался въ Лондонѣ въ 1971 г.
       Свою семейную жизнь о. Георгiй всецѣло строилъ по принципамъ хрiстiанской нравственности, показательнымъ въ этомъ смыслѣ является его духовное завѣщанiе сыну. Оно вполнѣ можетъ считаться завѣщанiемъ всему нашему русскому молодому поколѣнiю. Словами сего завѣщанiя мы и закончимъ краткое слово о добромъ пастырѣ - о. Георгiѣ Шереметевѣ. Да упокоить Его Господь со Святыми.
       Редакцiя благодаритъ родственниковь о. Гeopгiя Шереметева за предоставленные матерiалы для подготовки зтого номера.

Завѣщанiе сыну.
       1). Это - камень кварцъ, взятый изъ лѣса, что между Аихштаудомъ и Алпенроузъ. Пускай онъ тебѣ напоминаеть Сейсъ. Ты любишь Сейсъ, не правда ли? Но если ты его любишь, то ты долженъ еще больше любить Бога, создавшаго Сейсъ и тебя. Какъ можно проявлять любовь къ Богу на землѣ? - Дѣлая добро людямъ и любя́ ихъ какъ самого себя. Итакъ, первое, что долженъ напоминать тебѣ этотъ камень - это любовь, а любовь - это Богъ.
       2). Этотъ камень - изъ Сейса. Въ Сейсѣ хорошо. Сейсъ высоко въ горахъ. Такъ же и ты стремись душою въ высь, къ Небесамъ, ко всему высокому и благородному, однимъ словомъ къ Богу. Второе напоминанiе этого камня, это возгласъ Св. Литургiи: «Горѣ́ имѣ́емъ сердца́».
       3). Этотъ камень - бѣлый, какъ снѣгъ на горахъ. Пускай твоя душа будетъ также бѣла́. Какъ этого достичь? - чистотою мыслей. Гони́ отъ себя грязныя и темныя мысли, вводящiя въ соблазнъ. Не пробуй, не соблазняйся думать о темномъ и грязномъ - разъ, и еще другой разъ, и еще другой разъ, иначе это незамѣтно перейдетъ въ привычку, а далѣе въ скверные поступки. И даже безъ поступковъ, грязныя, темныя и непристойныя мысли сами по себѣ являются причиной болѣзней и неудачъ въ жизни, и́бо отдаляютъ отъ Бога. Итакъ, третье напоминанiе камня: чистыя мысли и отогна́нiе темныхъ и грязныхъ. При чистыхъ мысляхъ для тебя всюду будетъ Сейсъ, а съ грязными - и въ Сейсѣ будетъ тоскливо.
       4). Бѣлизна́ камня пускай также напоминаетъ тебѣ о Москвѣ бѣлокаменной, о Pocciи. Помни, что ты православный и русскiй, что ты долженъ работать надъ собой и совершенствоваться для Pocciи и Св. Православной Церкви, что эти два понятiя нераздѣлимы, и что Церкви и Родинѣ нужно быть вѣрнымъ до смерти, - это четвертое напоминанiе.
       5). Этотъ камень со́зданъ Богомъ. Богъ совершененъ. Стремясь къ Богу мы совершенствуемся. Но совершенства бываютъ разныя: все дѣло въ намѣренiи. Можно стремиться стать лучше другихъ, и можно стараться стать лучше для другихъ. Въ первомъ случаѣ я́вится зависть къ болѣе успѣшнымъ, во-второмъ - болѣе успѣшные я́вятся лишь достойнымъ примѣромъ подражанiя; въ первомъ, къ менѣе успѣшнымъ - презрѣнiе, во второмъ - жалость и желанiе помочь. Первое - для собственной славы, второе - для славы Божiей, единственно нужной. Итакъ, пятое напоминанiе: имѣть въ дѣлахъ чистыя намѣренiя и стараться не стать лучше другихъ, а стать лучше для другихъ. И́бо ставъ лучше, ты больше принесешь пользы людямъ. Относительно же намѣренiй - они даютъ тонъ поступку. Если дашь нищему денегъ изъ тщеславiя, - это плохо, если же изъ желанiя помочь - это хорошо.
       6). Этотъ камень очень твердъ. Также должна быть тверда твоя вѣра и твой духъ. Нѣтъ мѣста трусости, и́бо волосъ не упадеть съ головы безъ воли Отца Небеснаго. Да будетъ воля Его. Нѣтъ мѣста лѣни и бездѣлiю, и́бо они источники всѣхъ пороковъ. Если бы этотъ камень былъ мя́гокъ, онъ давно обратился бы въ пыль и развалился бы; а онъ крѣпокъ и устойчивъ, такъ и ты долженъ быть крѣпокъ и твердъ и не поддаваться сквернымъ мыслямъ, страху и лѣни. Ты долженъ быть благороденъ, какъ чистый твердый камень. Помни, что благородство души́ есть единственное благородство въ жизни. Человѣкъ, родившiйся съ благороднымъ именемъ и титуломъ, этимъ са́мымъ отнюдь еще не дѣлается благороднымъ. Это только налагаетъ обязательство: всѣми своими поступками поддерживать доброе имя предковъ. Подлецъ всегда гнусенъ, но, если онъ еще при этомъ носитъ честное имя, это уже совсѣмъ отвратительно. Шестое напоминанiе камня: твердость ду́ха и благородство души́. Благороденъ тотъ, чьи поступки благородны, какое бы онъ имя ни носилъ.
       7). Этотъ камень тебѣ добрый примѣръ. И Богъ щедрою рукою разсы́палъ, и подобные камни и вели́кiя бла́га людямъ, также и ты будь щедръ. Милостыня великая добродѣтель и охраняетъ жизнь человѣка. Это седьмое напоминанie.
       8). Гуляя по лѣсу, ты, быть можетъ, часто наступалъ, незамѣтивъ, на этотъ камень и давилъ его ногой, и все-таки онъ даетъ тебѣ добрыя напоминанiя. Такъ же и ты прощай людямъ тебѣ лично нанесенныя обиды и дѣлай имъ все-таки добро. Это восьмое напоминанiе. Но, прощая свои обиды, ты долженъ мужественно бороться противъ тѣхъ, кто обижаеть слабыхъ и разоряетъ Божiи храмы и установленiя. Помни, что прощать можно и до́лжно только собственные долги́, т.-е. обиды тебѣ нанесенныя, а чужихъ долговъ ты прощать не имѣешь пра́ва, и долженъ бороться противъ преступниковъ. У Св. Отцовъ Церкви сказано: «кто защищаетъ обиженнаго, тотъ поборникомъ себѣ обрѣтаетъ Бога».
       Да и Самъ Хрiстосъ по́далъ намъ примѣръ, бичо́мъ изгнавъ торгующихъ изъ Храма. Въ Еνангелiи ска́зано: не проти́вься зло́му, т.-е. обижающему тебя и, напротивъ, сдѣлай ему добро́, но нигдѣ не сказано, что не слѣдуетъ противиться злу, и́бо Самъ Хрiстосъ во всю Свою земную жизнь показывалъ намъ твердый примѣръ борьбы со зломъ, которое Онъ и побѣдилъ, разрушивъ адъ и смерть Своимъ Воскресенiемъ.
       Въ заключенiе скажу: запомни, что этотъ камень - не есть святая икона, и чудодѣйственной силы онъ въ себѣ никакой не имѣетъ, онъ только напоминaнie. Вспомни какъ въ Сейсѣ было хорошо. Исполняя все здѣсь напи́санное, тебѣ всегда и всюду будетъ такъ же хорошо. Если же загрязнишь ду́шу - всюду плохо.
       Люби Бога и ближнихъ, будь терпимъ къ ихъ недостаткамъ, и́бо и самъ ихъ имѣешь, молись утромъ и вечеромъ - обязательно, не лѣнись, надѣйся на помощь Божiю, не хвастайся и, главное, избѣгай гордости, и́бо это мать всѣхъ пороковъ.
       Храни Тебя Хрiстосъ, Пресвятая Богородица и святые угодники. Твой отецъ Г. Шереметевъ.

Духовное наслѣдiе о. Георгiя Шереметьева часть 2-ая.

Духовное наслѣдiе о. Георгiя Шереметьева часть 3-iя.

Духовное наслѣдiе о. Георгiя Шереметьева часть 4-ая.

РПЦЗ, Духовное наслѣдiе

Previous post Next post
Up