Часть 2-ая:
http://seraphim-s.livejournal.com/1092.html Митрополитъ Филаретъ, Епископъ Никодимъ въ Благвѣщенской обители въ Лондонѣ. Прот. Георгiй стоитъ второй слѣва.
(РПЦЗ 1918-1968 гг.).
Дорожныя думы.
Объ одухотворенности веще́й:
Не приходилось ли вамъ, глядя на чу́дный видъ или красивый закатъ, испытывать чувство охватывающей васъ красоты, тихаго уюта и мирной радости? Нѣкоторые мнѣ скажутъ: «Да. Но это было потому, что я былъ здоровъ и кровь въ жилахъ переливалась хорошо. Потому я и чувствовалъ радость».
Но не случалось ли вамъ испытывать эту же тихую радость даже и тогда, когда вы бывали усталы или не очень здоровы? И наоборотъ: будучи совершенно бодрымъ и крѣпкимъ, и глядя на такой же закатъ, вы не ощущали красоты и тихой радости? Думаю, что и это съ вами случалось.
Быть можетъ, вы также замѣчали, что въ тѣ дни, когда вы много думали и заботились о себѣ, и очень мало о другихъ, въ тотъ день ваша душа не такъ ощущала красоту природы и не была скло́нна испытывать тихую и умиротворяющую радость. А въ тѣ дни, когда вы себя забывали и заботились о другихъ, особенно если пожертвовали, безъ сожалѣнiя, чѣмъ-либо прiянымъ для другого, - въ тѣ дни душа ваша невольно любовалась на красоту Божьяго мipa.
Красота природы, красота картины, запаха или музыки могутъ насъ настроить на ощущенiе красиваго. Но это ощущенiе можетъ такъ и остаться чисто внѣшнимъ и только умственнымъ или чувственнымъ воспрiятiемъ, не давая душѣ внутренняго тепла и тихой радости. Возьмемъ красивую пѣсню. Спойте ее по всѣмъ правиламъ ритма и зна́ковъ, данныхъ на нотахъ. Если вы при этомъ не будете переживать ея и останетесь несозвучны ду́ху пѣсни, думая лишь о ритмѣ и знакахъ, ваша пѣсня вызоветъ великую скуку. Но спойте ту же пѣсню, даже съ ошибками въ темпѣ и знакахъ, но полюбите ее сердцемъ, - и она вольно польется живымъ потокомъ и захлестнетъ въ своемъ пламени не одно застывшее сердце.
Когда поро́ю человѣкъ чувствуетъ себя близко къ Богу, - вѣчному источнику добра и любви, - въ тѣ дни самыя обыкновенныя и простыя вещи вдругъ облекаются въ какой-то необъяснимый и радостный уютъ. И именно тѣ самыя вещи, которыя обычно ничѣмъ особеннымъ насъ не трогаютъ. Что же скажемъ? неужели наше настроенiе мѣняетъ сущность этихъ вещей? Нѣтъ. Но всякая вещь, имѣя свою матерiальную форму, имѣетъ также и свою невещественную сущность, котрая проникнута тайной Божiей силой. «Царю́ Небе́сный, Утѣ́шителю, Ду́ше И́стины, И́ЖЕ ВЕЗДѢ́ СЫ́Й И ВСЯ́ ИСПОЛНЯ́ЯЙ...» Такъ говоритъ эта изумительная молитва Ду́ху Свято́му. Все наполняетъ Духъ Божественный.
Какъ красочно описана эта тайная жизнь у Мельникова-Печерскаго: «Нѣтъ на сырой землѣ ни одной были́ночки, которая бы на пользу человѣ́камъ не была́ создана... Во всякой тра́вкѣ, во всякомъ цвѣто́чкѣ великая милость Господня поло́жена... Испо́лнена земля ди́вности Его́, а любви къ человѣ́камъ, у Него - Свѣ́та, мѣры нѣтъ... Мы ли не грѣшны́, мы ли злобой и кри́вдой не живе́мъ?... А Онъ милосердный все терпитъ, все любовiю Своей покрываетъ... И кого умудри́тъ Господь уразумѣть тайную силу Его, тотъ видитъ ее въ зо́ряхъ алыхъ, и въ радугѣ семицвѣтной, и въ красномъ солнышкѣ, и въ ясномъ месяцѣ, и въ каждомъ де́ревцѣ, и въ каждой травкѣ, въ каждомъ камушкѣ... Вездѣ, во всемъ разли́та тайная Божiя сила...» (Мельниковъ-Печерскiй, «Въ лѣса́хъ»).
Но въ дни, когда наши мысли и заботы замыкаются на насъ самихъ, въ тѣ дни мы этого не видимъ и не ощущаемъ. Имѣ́я о́чи не ви́димъ и имѣ́я у́ши, не слы́шимъ и не разумѣ́емъ. Но сто́итъ направитъ наши мысли къ Богу или къ ближнимъ, приня́ть въ нихъ живое участiе и немножко забыть о себѣ и примириться съ Небомъ черезъ святую молитву, и наши духовныя о́чи открываются, и уши слышатъ и разумѣютъ святу́ю радость, нездѣшнюю красоту и непобѣдимую силу Божественной любви, разлитой круго́мъ насъ.
Темная сила хочетъ путемъ сомнѣнiй низвести́ людей на степень полнаго бездумiя, свести́ отъ духа къ одной только темной матерiи. Но Богъ зоветъ насъ къ жизни духа, къ любви и радости о Ду́сѣ Свя́тѣ. Онъ хочетъ нашего добровольнаго къ Нему пришествiя. Онъ могъ бы насъ заставить, но Онъ хочетъ лю́бящихъ сыно́въ и дочере́й, а не рабовъ заставленныхъ.
Что же, братья, неужели мы будемъ вѣчно оставаться глухи́ на этотъ живой призывъ? Вѣдь Богъ не зоветъ насъ отказываться отъ необходимаго, но только съ любовью дать хоть малую жертву для ближняго; и въ награду даетъ сердцу тихую радость - слабый предвѣстникъ того, что угото́валъ Богь лю́бящимъ Его, угото́валъ по ту сторону вѣчной грани...
Дiаволъ хочетъ внушить намъ, что «только то и дѣйствительно, что для нашего тѣла чувствительно» (графъ Ал. Толстой), и что мозгъ есть вершина человѣческой мощи. Но со смертiю тѣла, мозгъ разлагается, умираютъ и мысли. А къ чему приводитъ могу́чая мысль, отвергшаяся Бога, мы видимъ по тому ужасу, который царствуетъ сейчасъ въ мipѣ.
Одна только любовь не умираетъ, и́бо «Любовь сильнѣе смерти». И съ нею не умираютъ и ея дѣти: божественная красота и свята́я радость.
Пока мы на землѣ, намъ нужна и земная оболочка, когда она подчиняется духу, она тоже прекрасна. Также и у вещей. Онѣ излучаютъ уютъ и тепло человѣку. Но если человѣкъ отвергаетъ божественный отвѣтъ своей души, то онъ не ощущаетъ этого свѣтлаго излученiя. Наоборотъ: царствующiй въ немъ грѣхъ окрашиваетъ своимъ мракомъ теплыя по природѣ вещи и онѣ намъ кажутся бездушными, холодными и мертвыми. И природа страдаетъ отъ нашего бездушiя. Апостолъ Паνелъ такъ пишетъ о страданiяхъ твари: ...тварь съ наде́ждою ожида́етъ открове́нiя сыно́въ Бо́жiихъ, потому́, что тварь покори́лась суетѣ́ не доброво́льно, но по волѣ покори́вшаго ее, въ наде́ждѣ, что и сама́ тварь освобождена́ бу́детъ отъ ра́бства тлѣ́нiю въ свобо́ду сла́вы дѣте́й Бо́жiихъ. И́бо зна́емъ, что вся тварь совоку́пно стена́етъ и му́чится доны́нѣ (Рим. 8:19-22).
Вотъ, вы выходите въ пасмурный день и природа выглядитъ плоской и холодной. Но стоитъ солнцу прорѣзать тучи и освѣтить садъ, - и все оживаетъ: краски становятся ярче, цвѣты́ раскрываются; пчелы, мушки, птицы, все радостно летитъ къ цвѣтамъ и солнцу. Но если божественное солнце взошло въ вашей душѣ, то вы тогда видите не только физически раскрывшiеся цвѣты́ и полетъ насѣкомыхъ и птицъ, но вы чувствуете и живую силу, и созвучiе вашей душѣ́ всей живой природы и даже неподвижныхъ на видъ вещей. Вы ощущаете тепло и подвижную любовь ко всему, что васъ окружаетъ. И чувствуете правдивость словъ поэта: «и ничего въ природѣ нѣтъ, чтобы любовью не дышала» (гр. Ал. Толстой).
Это и есть настоящая жизнь, именно изъ-за такихъ минутъ сто́итъ жить, когда я для всѣхъ и всѣ для меня. Но не забудемъ, чтобы все было для меня, я долженъ нача́ть съ того, чтобы самому быть - всѣмъ для всѣхъ. И́бо любовь можно вызывать только любовью. Когда Епископа Антонiя Воронежскаго спросили, какъ онъ добился такой всеобщей къ нему любви, - онъ отвѣтилъ просто: «Любовью». Грѣйтесь, братья и сестры, на Божьемъ солнцѣ, и съ любовью давайте мѣсто на солнцѣ тѣмъ, кто вольно или невольно находится въ тѣни́.
О мысляхъ:
Всякая мысль, даже только промелькнувшая въ мозгу́, оставляетъ въ немъ слѣдъ. Это видно изъ того, что иногда открывается какой-то клапанъ въ мозгу и неожиданно вспоминаешь давно забытыя вещи. Чѣмъ больше останется въ мозгу хорошихъ мыслей, тѣмъ меньше останется мѣста для дурныхъ; да и сами клѣтки мозга станутъ менѣе къ нимъ воспрммчивы, всякая же мысль родитъ дѣйствiе.
Поэтому надо думать хорошо и чисто; и чаще такъ думать. А грязныя и злобныя мысли давить въ корнѣ. Этимъ измѣнится къ личному внутреннему счастью вся наша жизнь; она приблизится къ Богу - источнику счастья. Надо исправлять свои мысли, какъ оно не трудно. Нѣтъ силъ? - надо объ этомъ отъ души просить Бога - молиться.
«Ду́ши на́ши освяти́, тѣлеса́ очи́сти, помышле́нiя испра́ви, мы́сли очи́сти, - и изба́ви насъ отъ вся́кiя ско́рби, золъ и болѣ́зней» (Часословъ). Въ другомъ мѣстѣ читаемъ: Я приведу́ на наро́дъ се́й па́губу, плодъ по́мысловъ ихъ (Iерем. 6:19).
Но при этомъ не забудемъ болгарскую пословицу: «Богъ даетъ, но въ домъ не носитъ: надо выйти за ворота, чтобы получить».
О подражанiи Святы́мъ:
Мало стараться только наружно подражать святымъ и угодникамъ Божiимъ. Такое только внѣшнее подражанiе будетъ лишь лицемѣрiемъ.
Надо, слѣдуя примѣру святыхъ, укрѣплять свой духъ черезъ святыя Таинства путемъ молитвы, милостыни, смиренiя, любви и борьбой съ низкими инстинктами и страхомъ, довести его до такой высоты́, чтобы изъ сердца невольно исходило желанiе поступить подобно святымъ и угодникамъ Божiимъ.
О́тче нашъ:
Мы обыкновенно читаемъ эту молитву по памяти, скоро и невнимательно, и думаемъ, что этимъ угодили Богу. Думаю, что такая молитва только огорчаетъ нашего Создателя. Эту молитву легко читать безъ вниманiя. Но если вдуматься въ каждое прошенiе, то становится какъ-то неловко. Вѣдь лицемѣрить всегда можно, но Бога обмануть нельзя.
Просматриваю прошенiя:
1). «О́тче нашъ су́щiй на Небеса́хъ!» Развѣ мы себя ведемъ, какъ дѣти великаго Отца и Бога? Какъ же мы смѣемъ безъ страха и трепета называть Его Отцомъ»?
2). «Да святи́тся и́мя Твое́». Какъ можемъ мы святи́ть Его святое имя? Мы только ложно святи́мъ его лицемѣрными словами, какъ фарисеи, которыхъ мы такъ осуждаемъ. Святи́ть имя Господне можно только доброю жизнiю и чистыми мыслями. Какъ мы далеки отъ этого.
3). «Да прiи́детъ Ца́рствiе Твое́». Царствiе Божiе прiи́детъ тогда, когда всѣ будутъ жить по-Божiему. Развѣ мы своей жизнью готовимъ приходъ Божьяго Царства?
4). «Да бу́детъ во́ля Твоя́ и на землѣ́, какъ на Не́бѣ». На Небѣ воля Божiя совершается неуклонно. А развѣ мы на землѣ творимъ волю Божiю? Нѣтъ. Мы хотимъ творить свою волю, - и въ молитвѣ се́й опять лицемѣримъ.
5). «Хлѣ́бъ нашъ насу́щный да́й намъ на се́й день». То есть, дай намъ на сегодня ту пищу, которая намъ необходима для жизни тѣла. Но мы думаемъ, что этого мало. Хотимъ запасовъ побольше, чтобы хватило надолго впередъ, а не только на сегодня. Вѣры нѣтъ, что Господь не оставитъ, а довѣрiя къ Богу еще меньше.
6). «И прости́ намъ до́лги на́ши, какъ и мы проща́емъ должнико́мъ на́шимъ». Такъ мы читаемъ. Но по своей дѣйствительной жизни должны мы читать: «И не проща́й намъ на́шихъ долго́въ, какъ и мы не проща́емъ должника́мъ на́шимъ».
7). «И не введи́ насъ во искуше́нiе». Мы этого просимъ, а сами такъ и лѣземъ на искушенiя, какъ мухи на медъ. Грѣхъ кажется такимъ сладкимъ до совершенiя его. Но послѣ видишь, что нагъ предъ грѣхомъ. И все же нѣтъ желанiя исправиться.
8).«Но изба́вь насъ отъ лука́ваго». Просимъ избавить насъ отъ него, отъ всей злобы, которую онъ создаетъ и поддерживаетъ. И мы сами злимся и хотимъ дѣлать зло ближнему. И этимъ служимъ злу лукаваго искусителя. Такъ что и это наше прошенiе лицѣмерно.
Разобравъ это честно, человѣку есть отъ чего придти въ ужасъ. Но отчаиваться не надо, отъ всего сразу не избавишься. Но съ помощiю Божiей, черезъ Его Святы́я Та́инства мы можемъ постепенно избавляться отъ нашего лицемѣрiя, грязи и обмана.
Надо только помнить, что сами по себѣ мы ничего не можемъ, и что гордиться намъ нечего. Надо смиренно просить помощи Божiей, а получивши проводить и внѣдрять въ нашу жизнь: прошенiе за прошенiемъ. И каждое займетъ много времени. И дай Богъ, чтобы мы хоть отча́сти выполнили эти прошенiя въ нашей жизни. Такъ и должна идти въ нашей жизни молитва Господня, преображая эту жизнь и просвѣщая ее. Такъ нужно трудиться надъ собою честно и неустанно. Только бы не ослабѣть, только бы не соблазняться, только бы не сдаться на прельщенiя темной силы. А они кажутся такими обманчиво красивыми и насладительными. И такъ не хочется въ ту минуту понимать, какой въ нихъ кроется обманъ, какая гибель и какая грязь.
Нѣтъ силы обратиться съ сердечной молитвой къ Богу: «Го́споди пощади́ созда́нiе Твое́». Нѣтъ «воззва́нiя на́шего въ плѣне́нiи помышле́нiй на́шихъ». Если и просимъ этого, то часто только уста́ми. А внутренне думаешь: «Ахъ, хоть бы еще сегодня. Завтра покаюсь». А завтра снова покаянiя нѣтъ. А если неожиданная смерть, то вѣдь завтра можетъ быть и не будетъ...
Но вотъ, снова съ никогда не оскудѣвающей помощью Божiей, опять отбрасывается страсть. И тогда вновь должно начинаться восхожденiе по лѣствицѣ прошенiй молитвы Господней. И дни борьбы съ собою идутъ. Проходитъ день за днемъ. И, наконецъ, незамѣтно приближается закатъ жизни, - и видится просвѣтленному борьбой взору тихiй свѣтъ вечерней зари ея...
Если молитва Господня съ помощью Божiей про́йдена благотворно, то съ вѣрою начинаемъ проходить и ея́ послѣднее прошенiе объ избавленiи отъ лука́ваго. Не дай, Господи, врагу́ смутить тихiй вечеръ моей жизни. И, тогда, переходя земную грань, мы сможемъ радостно славословить Господа и отъ всей души съ вѣрой воскликнуть: «Я́ко Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, О́тца, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́нѣ и при́сно, и во вѣ́ки вѣко́въ. Ами́нь» (текстъ молитвы Господней взятъ изъ Еνангелiя отъ Матѳея).
Духовный Израиль:
Есть три рѣшающихъ момента въ исторiи человѣчества: Грѣхопаденiе прародителей, завѣтъ Бога съ вѣрнымъ Авраамомъ и первое Пришествiе Хрiста на землю.
1. Грѣхопаденiе прародителей:
Человѣкъ, со́зданный съ господствомъ духа надъ земной жизнью и матерiей, палъ, прельщенный дiаволомъ. Гордый умъ и грубое тѣло (эти вѣнцы земной жизни, обращающiеся въ прахъ и гнiенie, когда духъ покидаетъ тѣло), думаютъ господствовать надъ вѣчнымъ духомъ, даннымъ отъ Бога и возвращающимся къ Богу. И въ жизни человѣка получился абсурдъ. Такъ всегда бываетъ, когда слабость, сильная только въ своей маленькой матерiальной сферѣ, хочетъ насильно стать равной или даже господствовать надъ силой абсолютной.
Такъ всегда бываетъ, когда ничтожная личность берется не за свое дѣло, которое ей не по силамъ. Представьте картину: пьяный и сильный бурлакъ навязываетъ свою грубую силу и черезъ это хочетъ стать равнымъ по уму профессору Менделѣеву. Онъ заставляетъ его тащить барки, а самъ пробуетъ заняться изслѣдованiями въ его рабочемъ кабинетѣ. И Менделѣевъ не протащитъ барку и одной версты, и бурлакъ погубитъ трудъ Менделѣева. И получится абсурдъ. Но есть абсурдъ еще бо́льшiй: человѣкъ не повѣрилъ Богу и захотѣлъ стать равнымъ абсолютной Силѣ, Мудрости и Величiю. Захотѣлъ устроить свою жизнь самъ, безъ Создателя Своего. Тутъ, кромѣ абсурда такого „равенства”, была еще глупость соблазненной слабости и несовершенства, думавшихъ равняться съ Источникомъ всякой силы и разума.
А какъ человѣкъ устраиваетъ самъ свою жизнь, безъ Бога, мы видимъ (хотя бы сейчасъ), что изъ этого получается. Нацiи отвергли Бога и религiю; умъ рѣшилъ самостоятельно, безъ совѣсти, править мiромъ и судьбой народовъ. Техника рѣшила стать выше Алтаря. Результатъ: нищета, голодъ, разрушенiя, озлобленiе, безмѣрный страхъ и временное, абсолютное и несправедливое господство кучки людей, которымъ власть не дана, а взя́та силой всесокрушающей техники и всеобманной пропаганды.
Гдѣ человѣческое достоинство? Люди стали ста́домъ, бросаемымъ изъ угла въ уголъ земного шара. И чѣмъ дальше пойдетъ дѣло, тѣмъ будетъ хуже, и мученiя дойдутъ до предѣла, пока не смирятъ люди своего высокомѣрiя и, подъ гнетомъ мiровыхъ бѣдъ, снова не притекутъ за помощью къ Богу и Создателю Своему. Изъ грѣхопаденiя получился абсурдъ и страданiе. Въ такомъ видѣ нельзя было человѣку оставаться въ райскомъ Царствѣ Духа. Такъ не могъ бы пьяный революцiонный солдатъ съ пользой засѣдать въ ученой коллегiи: онъ и самъ бы заскучалъ, и ученiю помѣшалъ.
Люди были и́згнаны изъ Рая, и самъ Рай взятъ изъ земного обихода. Но скажете: какъ же Богъ допустилъ это паденie человѣка и отпаденiе дiавола? Неужели Онъ не могъ бы ихъ отъ этого удержать? Могъ конечно, и́бо вся сила у Бога. Но Богъ, вѣчный Источникъ любви, не со́здалъ рабовъ. Ему нужны дѣти любящiя, а не рабы заставленные. Онъ хочетъ дѣтей, которые по своей свободной волѣ пришли къ любви и вѣчной правдѣ. Богъ хочетъ, чтобы Его служители имѣли свое достоинство, къ которому они пришли послѣ борьбы съ соблазнами грѣха и съ соблазнами внѣшней правды, только похожей на правду внутреннюю, но прямо ей противоположной. Для этого одного и дана человѣку свободная воля. Она дана не для внѣшняго рѣшенiя того или иного вида жизни или мѣстности обитанiя, или иного дѣйствiя (эти мелочи заранѣе всѣ предусмотрѣны), но для вольнаго избранiя для себя слѣдовать добру или злу. Вѣрить Богу и благодарно смириться передъ Его любовiю, величiемъ, всемогуществомъ и разумомъ, или же гордо дѣлать глупости своимъ ограниченнымъ умомъ, и думать, что великъ, создавая катастрофы и обращая другихъ людей въ рабское стадо.
Въ этомъ одномъ рѣшенiи: отдачи себя Богу или соблазнамъ врага, и заключается свободная воля человѣка, и въ этомъ одномъ онъ самъ за себя отвѣчаетъ. Нѣкоторые скажутъ, что это вѣра въ фатализмъ (судьба, рокъ, въ смыслѣ предопредѣленiя, неизбѣжной, предназначенной провидѣ́ньемъ бу́дущности. Основа ислами́зма - фатализмъ. Фаталисты отрицаютъ свободу воли человѣка и отвѣтъ его за дѣла. Фаталистическое вѣрованье гибельно для нравствености). Но въ православномъ послѣдованiи ко Святому Причащенiю, въ молитвѣ Преп. Симеона Новаго Богослова дословно написано: «Несодѣ́ланное мое́ ви́дѣстѣ о́чи Твои́: въ кни́зѣ же Твое́й и еще́ несодѣ́янная напи́сана Тебѣ́ суть».
Но что же произошло? Дiаволъ прельстилъ Еνу, а затѣмъ Еνа прельстила Адама. И не это было главнымъ паденiемъ. Главное было то, что люди повѣрили дiаволу, что они станутъ „какъ боги”, и вслѣдствiе этого оказали полное недовѣрiе Богу, Создателю Своему. Рѣшили жить сами, безъ Бога. Слѣдствiе - господство матерiи въ человѣкѣ. Духъ остался, но уже не господствуетъ и только напоминаетъ о себѣ угрызенiями совѣсти. Тварный умъ и клѣточное тѣло стали на первомъ мѣстѣ. Отсюда - гордость и развратъ и всѣ прочiя прелести растлѣ́ннаго и гордаго ума и грубыхъ инстинктовъ тѣла. Адамъ, со́зданный для духовнаго блаженства, былъ обреченъ на тяжелый трудъ для своего пропитанiя, а Еνа - на болѣзненное рожденiе дѣтей. Несмотря на это, Богъ ихъ не покинулъ, но завѣщалъ исполнять эти два наказанiя и искать Бога въ земной пустынѣ и призывать Его въ несчастiи, обѣщая Свою помощь.
Но пускай никто изъ насъ не пеняетъ на прародителей: съ нашей слабой вѣрой, гордостью ума и чувственностью тѣла - мы, вѣроятно, сдѣлали бы тоже самое, если не еще хуже.
2. Завѣтъ Бога съ вѣрнымъ Авраамомъ:
Теперь разсмотримъ, какая была причина тому, что Богъ заключилъ Свой завѣтъ съ Авраамомъ? Въ то время люди въ своемъ большинствѣ забыли Бога, не искали Его, не почитали Его, и больше жили по влеченiю своей животной природы и тва́рнаго ума. Тѣ же, которые искали Божество, забывъ истиннаго Бога покланялись издѣлiю своихъ рукъ, животнымъ или явленiямъ природы. Въ это время Авраамъ продолжалъ чтить истиннаго Бога и старался жить по Его велѣнiямъ. Видя его вѣрность, Богъ пожелалъ испытать ее. Также испытываютъ и очищаютъ золото въ огнѣ и укрѣпляютъ мо́лотомъ на наковальнѣ.
Онъ повелѣлъ Аврааму принести въ жертву и заколоть своего единственнаго сына Исаака. Какъ ни любилъ Авраамъ сына, но приказъ Божiй былъ для него святъ. Онъ приготовилъ костеръ, связалъ и положилъ на него Исаака и уже занесъ ножъ, чтобы заколоть его. Но Богъ удержалъ его руку, и́бо не хотѣлъ смерти о́трока, а только желалъ испытать вѣрность отца.
Послѣ этого Богъ заключилъ Свой завѣтъ съ Авраамомъ, сказавъ: Такъ какъ ты сдѣ́лалъ cié дѣ́ло, и не пожалѣ́лъ сы́на твоего́, то Я благословля́я благословлю́ тебя́, и умножа́я умно́жу сѣ́мя твое́, какъ звѣ́зды небе́сныя и какъ песо́къ на берегу́ мо́ря (Быт. 22:16-17). И далъ ему еще Богъ обѣщанiе произвести отъ потомства его Спасителя мipa, добавивъ: и благословя́тся въ сѣ́мени твое́мъ всѣ наро́ды земли́ за то, что ты послу́шалъ го́лоса Моего́ (Быт. 22:18). Какъ Адамъ былъ наказанъ за недовѣрiе къ Богу, такъ Авраамъ былъ благословенъ за свою вѣрность: Авраа́мъ повѣ́рилъ Бо́гу и Онъ вмѣни́лъ ему́ это въ пра́ведность (Быт. 15:6). За вѣру и послушанiе получилъ онъ награду отъ Бога.
Теперь разсмотримъ, для чего, для какой цѣли заключилъ Богъ завѣтъ Свой съ Авраамомъ? Господь сказалъ: Я избра́лъ его́ [Авраама] для того́, чтобы онъ заповѣ́далъ сына́мъ свои́мъ и до́му своему́ по́слѣ себя́, ходи́ть путе́мъ Госпо́днимъ, творя́ пра́вду и судъ (Быт. 18:19). Исполнили ли потомки Авраама Завѣтъ Божiй? Да. И́бо, несмотря на непокорство и многiя отпаденiя своего большинства, потомки Авраама - евреи пронесли вплоть до Пришествiя Спасителя и Господа нашего Iисуса Хрiста Завѣтъ Божiй и Вѣру въ единаго истиннаго Бога.
Весь ли народъ еврейскiй пронесъ эту вѣрность? Нѣтъ. Большинство отпадало. Но Законъ Моνсеевъ еще былъ у нихъ при́знаннымъ закономъ, и отпаденiя большинствомъ не считались законными, и закономъ осуждались. Но съ той страшной минуты, когда еврейскiй народъ отрекся отъ Хрiста передъ Пилатомъ, онъ (въ своемъ большинствѣ не понимая этого), отрекся и отъ Бога отцовъ своихъ. И́бо Хрiстосъ сказалъ: Я и Оте́цъ одно́ (Iоан. 10:30). Первосвященники и книжники знали, что они предаю́тъ Mecciю. Съ этой минуты начинается уже формальное отпаденiе, и Талмудъ становится основнымъ кодексомъ закона.
Можно смѣло сказать, что многiе старѣйшины дома Израилева уже давно отверглись Бога отцовъ своихъ и поклонялись темнымъ бѣсамъ. Чтобы убѣдиться въ этомъ, достаточно прочесть VIII главу книги Пророка Iезекiиля. Только до суда у Пилата они еще боялись народа. Весь ли народъ еврейскiй отрекся? Нѣтъ, не весь. И́збранные Богомъ люди народа еврейскаго соблюли вѣрность Богу, вѣрили Пророкамъ, предсказавшимъ приходъ Mecciи и, когда Онъ явился, повѣрили Ему, не отреклись передъ Пилатомъ и, къ Вознесенiю Господа нашего на Небо, основали первую Хрiстiанскую общину, т.-е. Хрiстову Церковь на землѣ. Отъ нихъ Вѣра передала́сь дальше, и черезъ нихъ язычники вошли въ Церковь Господню. Отъ евреевъ были святые Апостолы. Отъ нихъ былъ и Апостолъ Паνелъ, такъ широко просвѣтившiй язычниковъ. Отъ нихъ была и Божiя Матерь, Приснодѣва Mapiя - едина Чистая и едина Благословенная.
3. Хрiстiане - духовный Израиль:
Теперь подумаемъ: могли ли еврейскiе книжники и фарисеи не узнать Мессiю-Хрiста? Можно утвердительно сказать, что не могли. Скажу болѣе дерзновенно: они узнали, но не пожелали признать. Это я говорю только о главной группѣ книжниковъ и фарисеевъ, а не обо всемъ народѣ. И́бо о послѣднихъ Хрiстосъ сказалъ: Не вѣ́дятъ, что творя́тъ. Да и среди фарисеевъ были отдѣльныя ли́ца, какъ Гамалiилъ, Никодимъ и Iосифъ Аримаѳейскiй, которые призна́ли Хрiста и не отреклись. Повторяю: книжники и фарисеи не могли не знать, и́бо пришествiе Спасителя, Его жизнь на землѣ, страданiя, крестная смерть и Воскресенiе - все это было подробно предсказано у Пророковъ и въ псалмахъ Царя Давида. А они знали эти книги очень хорошо.
Всѣ предсказанiя привести здѣсь невозможно, ихъ слишкомъ много. Приведемъ хоть нѣкоторыя: Се, Дѣ́ва во чре́вѣ прiи́метъ и роди́тъ Сы́на (Ис. 7:14). И ты Виѳлее́мъ-Ефра́ѳа, малъ ли ты ме́жду ты́сячами Iу́диными? Изъ тебя́ произойде́тъ Мнѣ Тотъ, Кото́рый до́лженъ быть Влады́кою въ Изра́илѣ, и Кото́раго происхожде́нiе изъ нача́ла, отъ дней вѣ́чныхъ (Мих. 5:2). Онъ былъ презрѣ́нъ и ума́ленъ предъ людьми́, мужъ скорбе́й и извѣ́давшiй болѣ́зни, и мы отвраща́ли отъ Него́ лицо́ свое́; Онъ былъ презира́емъ, и мы ни во что ста́вили Его́. Но Онъ взялъ на Себя́ на́ши не́мощи, и поне́съ на́ши болѣ́зни; а мы ду́мали, что Онъ былъ поража́емъ, наказу́емъ и уничиже́нъ Бо́гомъ. Но Онъ изъя́вленъ былъ за грѣхи́ на́ши и му́чимъ за беззако́нiя на́ши; наказа́нie мíра на́шего бы́ло на Немъ, и ра́нами Его́ мы исцѣли́лись. Bсѣ мы блужда́ли какъ о́вцы, соврати́лись ка́ждый на свою́ доро́гу; - и Госпо́дь возложи́лъ на Него́ грѣхи́ всѣхъ насъ. Онъ истязу́емъ былъ, но страда́лъ доброво́льно и не открыва́лъ устъ Свои́хъ; какъ овца́ веде́нъ былъ Онъ на закла́нiе, и какъ а́гнецъ предъ стрегу́щимъ его́, безгла́сенъ, такъ Онъ не отверза́етъ устъ Свои́хъ. Отъ узъ и суда́ Онъ былъ взятъ; но родъ Его́ кто изъясни́ть? и́бо Онъ отто́ргнутъ отъ земли́ живы́хъ; за преступле́нiя наро́да Моего́ претерпѣ́лъ казнь. Ему назнача́ли гробъ со злодѣ́ями, но Онъ погребе́нъ у бога́таго, потому́ что не сдѣ́лалъ грѣхá и не бы́ло лжи во уста́хъ Его́. Но Го́споду уго́дно бы́ло порази́ть Его́, и Онъ преда́лъ Его́ муче́нiю; когда́ же душа́ Его́ принесе́тъ же́ртву умилостивле́нiя, Онъ у́зритъ пото́мство долговѣ́чное, и во́ля Госпо́дня благоуспѣ́шно бу́дедетъ исполня́ться руко́ю Его́. На по́двигъ души́ Свое́й Онъ бу́детъ смотрѣ́ть съ дово́льствомъ; чрезъ позна́нie Его́ Онъ, Пра́ведникъ, Рабъ Мой, оправда́етъ мно́гихъ (Ис. 53:3-11). Лику́й отъ ра́дости, дщерь Сiо́на, торжеству́й дщерь Iepyсали́ма: се Царь тво́й гряде́тъ къ тебѣ́, пра́ведный и спаса́ющiй, кро́ткiй, сидя́щiй на осли́цѣ и на молодо́мъ ocлѣ́ сы́нѣ подъяре́мной (Зах. 9:9). И́бо псы окружи́ли меня́, ско́пище злыхъ обступи́ло меня́, пронзи́ли ру́ки мои́ и но́ги мои́... Они́ смо́трятъ и дѣ́лаютъ изъ меня́ зрѣ́лище. Дѣ́лятъ ри́зы мои́ ме́жду собою́, и объ одеждѣ́ мое́й броса́ютъ жре́бiй (Псал. 21). И они́ отвѣ́сятъ въ упла́ту мнѣ три́дцать сре́бренниковъ. И сказа́лъ мнѣ Госпо́дь: брось ихъ въ церко́вное храни́лище - высо́кая цѣна́, въ каку́ю они́ оцѣни́ли Меня́! (Зах. 11:12-13).
Теперь разсмотримъ: даны́ ли обѣтоваыя Божiи одному только народу еврейскому? Какъ уже здѣсь упомя́нуто, небольша́я часть народа еврейскаго осталась вѣрной, пронесла почитанiе истиннаго Бога и по́сланнаго Имъ Iисуса Хрiста, и не отреклась отъ Него. Но въ массѣ своей народъ часто отпада́лъ и былъ невѣренъ: Я воспита́лъ и возвы́силъ сынове́й, а они́ возмути́лись про́тивъ Меня́. Волъ зна́етъ владѣ́теля своего́, и оселъ - я́сли господи́на своего́. А Изра́иль не зна́етъ Меня́, наро́дъ Мо́й не разумѣ́етъ. Увы́, наро́дъ грѣ́шный, наро́дъ обремене́нный беззако́нiями, пле́мя злодѣ́евъ, сыны́ поги́бельные! Оста́вили Го́спода, презрѣ́ли Свята́го Изра́илева, - поверну́лись наза́дъ (Ис. 1:2-4).
Виногра́дникъ Го́спода Савао́ѳа есть домъ Изра́илевъ, и мужи́ Iу́ды - люби́мое насажде́нiе Его́. И ждалъ Онъ правосу́дiя, но вотъ - кровопроли́тiе; ждалъ пра́вды, а вотъ - вопль (Ис. 5:7). И́бо не къ наро́ду съ рѣ́чью невня́тною и съ непоня́тнымъ языко́мъ ты посыла́ешься, но къ до́му Изра́илеву; да е́сли бы Я посла́лъ тебя́ къ нимъ, то они́ послу́шались бы тебя́; а домъ Изра́илевъ не захо́четъ слу́шать тебя́, и́бо они́ не хотя́тъ слу́шать Меня́, потому́ что весь домъ Изра́илевъ съ крѣ́пкимъ лбомъ и жесто́кимъ се́рдцемъ (Iезек. 3:5-7). А между тѣмъ, у Пророковъ все время говорится про обѣтованiя „Израилю”. Является ли этимъ Израилемъ еврейскiй народъ, или же подъ этимъ именемъ нужно разумѣть вѣрныхъ всего мipa? Увѣренъ, что послѣднее.
На чемъ же можно основывать такое мнѣнie? Посмотримъ, что объ этомъ пишетъ Св. Апостолъ Паνелъ, еврей изъ колѣна Венiаминова, выросший у ногъ равви́ Гамалiила. Израильтя́нъ, кото́рымъ принадлежа́тъ усыновле́нiе, и сла́ва, и завѣ́ты, и законоположе́нie, и богослуже́нiе, и обѣтова́нiя; ихъ и отцы́, и отъ нихъ Хрiсто́съ по пло́ти, Су́щiй надъ всѣ́ми Богъ, благослове́нный во вѣ́ки. Ами́нь (Рим. 9:4-5). Но не то, что́бы сло́во Божiе не сбыло́сь. И́бо не всѣ тѣ израильтя́не, кото́рые отъ Изра́иля; и не всѣ дѣ́ти Авраа́ма, кото́рые отъ сѣ́мени его́, но въ Исаа́кѣ нарече́тся тебѣ́ сѣ́мя (Быт. 21:12). То есть, не плотскίя дѣ́ти суть дѣ́ти Бо́жiи; но дѣ́ти обѣтова́нiя признаю́тся за сѣ́мя (Рим. 9:8). Мы, кото́рыхъ Онъ призва́лъ, не то́лько изъ Iуде́евъ, но и изъ язы́чниковъ. A Иcaiя провозглашаетъ: Хотя́ бы сыны́ Израи́левы бы́ли число́мъ, какъ песо́къ морско́й, то́лько оста́токъ спасе́тся (Ис. 10:22; Рим. 9:27).
Что же ска́жемъ? Язы́чники, не иска́вшiе пра́ведности, получи́ли пра́ведность отъ Вѣ́ры, а Изра́иль, иска́вшiй зако́на пра́ведности, не дости́гъ до зако́на пра́ведности. Почему́? Потому́ что иска́ли не въ Вѣ́рѣ, а въ дѣла́хъ зако́на; и́бо преткну́лись о ка́мень преткнове́нiя. Какъ напи́сано: Вотъ, полага́ю въ Сiо́нѣ ка́мень преткнове́нiя и ка́мень собла́зна; но вся́кiй, вѣ́рующiй въ Него́, не постыди́тся (Ис. 28:16; Рим. 9:33). Израильтяне не разумѣ́я пра́ведности Бо́жiей, и уси́ливаясь поста́вить со́бственную пра́ведность, они́ не покори́лись пра́ведности Бо́жiей, потому́ что коне́цъ зако́на - Хрiсто́съ, къ пра́ведности вся́каго вѣ́рующаго (Рим. 10:3-4).
Писанiе говоритъ: вѣ́рующiй въ Него́ не постыди́тся (Ис. 28:16). Здѣсь нѣтъ различiя между iудеемъ и э́ллиномъ, потому что одинъ Господь у всѣхъ, богатый для всѣхъ призывающихъ Его. И́бо вся́кiй, кто призове́тъ и́мя Госпо́дне спасе́тся (Рим. 10:13; Iоиль 2:32). Итакъ вера отъ слышанiя, а слышанiе отъ Слова Божiя. Но спрашиваю: развѣ они (израильтяне) не слышали? Напротивъ: По всей́ землѣ́ прохо́дить звукъ ихъ, и до предѣ́ловъ вселе́нной слова́ ихъ (Псал. 18:5). A Иcaiя говоритъ: Меня́ нашли́ не иска́вшiе Меня́, Я откры́лся не вопроша́вшимъ о Мнѣ. Объ Израилѣ же говоритъ: Вся́кiй день простира́лъ Я ру́ки Мои́ къ наро́ду непоко́рному (Ис. 65:2; Рим. 10:17-21). И Самъ Господь въ обращенiи къ посланнымъ отъ сотника говоритъ: Говорю́ же вамъ, что мно́гiе приду́тъ съ восто́ка и за́пада и возля́гутъ съ Авраа́момъ, Исаа́комъ и Iа́ковомъ въ Ца́рствѣ Небе́сномъ; а сыны́ ца́рствiя изве́ржены бу́дутъ во тьму вне́шнюю (Матѳ. 8:11-12).
Какое же наше отношенiе къ евреямъ? Обращаюсь снова къ Апостолу Паνлу: Итакъ спрашиваю: неужели Богъ отвергъ народъ Свой? Никакъ. И́бо и я израильтя́нинъ, отъ сѣ́мени Авраа́мова, изъ колѣна Венiаминова. Не отвергъ Богъ народъ Свой, который Онъ напередъ зналъ... Если начатокъ святъ, то и цѣлое; если корень святъ, то и вѣтви. Если же нѣкоторыя изъ вѣтвей отломились, а ты - дикая ма́слина - привился на мѣсто ихъ и сталъ о́бщникомъ корня и сока маслинъ, то не превозносись передъ вѣтвя́ми; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: вѣтви отломились, чтобы мнѣ привиться. Хорошо. Онѣ отломились невѣрiемъ, а ты держишься вѣрою: не гордись, но бойся; и́бо если Богъ не пощадилъ природныхъ вѣтвей, то смотри, пощадитъ ли и тебя. Итакъ, видишь бла́гость Божiю: строгость къ отпадшимъ, а бла́гость къ тебѣ, если пребудемъ въ благости Божiей; иначе и ты будешь отсѣченъ. Но и тѣ, если не пребудутъ въ невѣрiи, привьются, потому что Богъ си́ленъ опять привить ихъ. Здѣсь ясно опредѣлено, каково должно быть наше отношенie къ евреямъ.
Итакъ, что же мы видимъ? Хрiстосъ сказалъ, что cnacéнie отъ iуде́й, (Iоан. 4:22). Но тѣ, которые отреклись отъ Мессiи-Хрiста и пожелали человѣкоубiйцу вмѣсто Него, отпали и стали тѣми, о которыхъ еνангелистъ Iоаннъ говоритъ въ своемъ Откровенiи: кото́рые говоря́ть о себе́, что они́ iyде́и; а они́ не таковы́, но - сбо́рище сатани́нское (Откр. 2:9).
Но не забудемъ, что эти страшныя слова могутъ также относиться и къ тѣмъ, которые, называя себя хрiстiанами, служатъ бѣсамъ и маммонѣ. Тѣмъ книжникамъ и фарисеямъ, которые откинули духъ Завѣта и держались только буквы его, Самъ Господь сказалъ: Если́ бы вы бы́ли дѣ́ти Авраа́ма, то дѣла́ Авраа́мовы дѣ́лали бы (Iоан. 8:39), и еще: вашъ отцъ - дiа́волъ, и вы хоти́те исполня́ть по́хоти отца́ ва́шего; онъ былъ человѣ́коубiйца отъ нача́ла и не устоя́лъ въ и́стинѣ, и́бо нѣ́тъ въ немъ и́стины; когда́ говори́тъ онъ ложь, говори́тъ свое́, и́бо онъ лжецъ и отецъ лжи (Iоан. 8:44).
И еще сказалъ Господь: Iерусали́мъ, Iерусали́мъ! избива́ющiй пророковъ и камня́ми побива́ющiй по́сланныхъ къ тебѣ́! сколько разъ хотѣлъ Я собрать чадъ твои́хъ, какъ птица птенцовъ своихъ подъ крылья, и вы не захотѣли! Се, оставляется вамъ домъ вашъ пустъ. Ска́зываю же вамъ, что вы не увидите Меня, пока не придетъ время, когда скажете: благословенъ гряды́й во имя Господне! (Лук. 13:34-35). Изъ этого мы видимъ, что хотя принадлежность къ племени iудейскому и помогаетъ быть духовнымъ чадомъ Авраама, но таковы́мъ не дѣлаетъ. И тотъ, кто изъ этого племени отпалъ, падетъ ни́же другихъ, и́бо сказано: Кому дано много, много и потребуется (Лук. 12:48). Но зато вошли въ завѣтъ многie отъ востока и запада, и сѣвера и юга (Лук. 13:29), и стали духовными iудеями, ча́дами Авраама и присоединились къ вѣрнымъ iудеямъ. Господь сказалъ: Богъ можетъ изъ камней сихъ воздвигнуть дѣтей Аврааму (Матѳ. 3:9).
Когда Хрiстосъ былъ въ домѣ Закхе́я, послѣднiй сказалъ: Господи! половину имѣнiя моего я отдамъ нищимъ, и если кого чѣмъ обидѣлъ, возда́мъ вчетверо. Iисусъ сказалъ ему: Нынѣ пришло спасенiе дому сему́, потому что и онъ сынъ Авраама (Лук. 19:8-9). Что же, нужно ли намъ откинуть евреевъ огульно и гордо стать на ихъ мѣсто? Нѣтъ. Мы отвергаемъ тѣхъ евреевъ, которые отреклись отъ Хрiста. Мы не превозносимся, и́бо часто и сами отпадаемъ. Но мы ихъ отвергаемъ рѣшительно и твердо, какъ враговъ Господа нашего и злѣйшихъ враговъ нашего народа. Вѣрные же евреи для насъ - братья. Но сейчасъ ихъ, увы, мало.
Всѣ ли хрiстiане являются духовнымъ Израилемъ? Далеко нѣтъ. Недостаточно быть членомъ хрiстiанской общины. Нужно постоянно внутренне очищать сердце и носить въ немъ духовный образъ Хрiста; не гордиться, любить Бога болѣе всего на свѣтѣ и ближняго какъ самого себя, какъ завѣщалъ намъ Спаситель. И дѣлами доказывать свои любовь и вѣрность. Тѣ-же, которые называютъ себя хрiстiанами, но внутренне не суть таковы́, тѣ сдѣлались лицемѣрами, и для искренне вѣрующихъ стали хуже невѣрныхъ. Объ такихъ Апостолъ Паνелъ пишетъ: Я писалъ вамъ въ посланiи - не сообща́ться съ блудника́ми; впрочемъ не вообще съ блудника́ми мipa сего́, или́ лихои́мцами, или́ хи́щниками, или́ идолослужи́телями, и́бо иначе надлежа́ло бы вамъ выйти изъ мipa сего́; но я писалъ вамъ не сообщаться съ тѣмъ, кто называясь братомъ, остается блуднико́мъ, или́ лихои́мцемъ, или́ идолослужи́телемъ, или́ злорѣчи́вымъ, или́ пья́ницею, или́ хи́щникомъ; съ такимъ даже и не ѣсть вмѣстѣ (1 Кор. 5:9-11). Особенно это страшно въ священнослужителяхъ. И́бо Хрiстосъ простилъ всѣхъ грѣшниковъ, но лицемѣровъ не простилъ и выгналъ торгующихъ изъ Храма.
Итакъ, духовный Израиль - это вѣрные отъ всѣхъ народовъ, включая и при́нявшихъ Православiе iудеевъ. И́бо надъ таковыми Хрiстосъ дѣйствительно Царь и Господь. Царемъ же надъ отпавшимъ Израилемъ и отпавшими хрiстiанами можетъ быть только антихрiстъ. Все увѣровавшiе во Хрiста (не наружно только, но всѣмъ сердцемъ) iудеи и э́ллины, должны быты одной семьей, одной Церковiю, и любить всѣмъ сердцемъ Господа нашего Iисуса Хрiста и другъ друга.