Вот так бывает - хочешь чему-то научиться, а все руки не доходят. Всегда находятся дела поважнее, а есть еще такие штуки, которые даже и в план не ставишь, потому что это уж слишком. Вот у меня таких штук - гора повыше Джомолунгмы и непокоримее К-2. Но иногда случается чудесное. И самое время уверовать в голубой вертолет.
Например, давно (ну очень давно) я с завистью смотрел на людей, которые на лекциях и семинарах вместо унылых строчек скорописи рисуют веселые картинки. У меня было несколько таких учеников и когда я заглядывал в их молескины, то белая зависть начинала разъедать меня изнутри - эти скетчи выглядели как стопроцентно готовые иллюстрации к моим лекциям! Более того, удивительным образом именно эти ученики лучше всего усваивали сложный теоретический материал (например теорию цвета). И вот, думал я, мне бы самому так научиться! Ну поди наука нехитрая - рисуй себе мордочки, стрелочки да кружочки, но это же надо: 1. найти время 2. попробовать 3. испытать на практике. Как вы понимаете, уже на первом пункте все заканчивалось.
И тут вдруг. Волшебным образом (честное слово!) у меня в руках оказывается изумительная книга Майка Роуди «
Визуальные заметки: Иллюстрированное руководство по скетчноутингу».
Вот что я вам скажу: более несерьезной книжки я давно не видел! Эффект от этих картинок был приблизительно следующий: мой внутренний ребенок (в курсе, да?) уверенным шагом вышел из тьмы, бесцеремонно растолкал занудных взрослых, в каждой руке у него было по связке цветных ручек, а в глазах - бескомпромиссное - «моё!».
Я вообще-то с трудом представляю чего стоило создать эту книгу. Ведь это не просто «иллюстрированное» руководство, а оно вообще - сплошная иллюстрация. То есть буквально - там вообще нет страниц с текстом, только картинки. Понятное дело, что изначально это все было нарисовано по-английски, но издательство «Манн, Иванов и Фербер» нашли-таки ребят (вне сомнения - очень талантливых), которые все нарисовали заново. А это, на минуточку - больше двухсот страниц иллюстраций!
Я прочитал эту книгу за два вечера. Это был тот самый толчок, которого часто не хватает, чтобы наконец-таки взяться за дело: в книжке все было как специально написано для меня. Например сразу выяснилось (что я и так знал, но как-то не придавал значения), что для максимального усвоения информации она, в обязательном порядке должна сопровождаться визуальными образами. А если вы в создании этих образов участвуете активно - то есть, рисуете их, а не просто смотрите на экран презентации - то все, что вам рассказывают идеально уложится в голове.
Особенно хорошо это работает, когда вы знакомитесь с чем-то новым или с чем-то сложным и многогранным. Тогда рисование скетчей провоцирует ваше сознание к построению ассоциативной карты новых знаний.
Кроме того, уже на первых же страницах я нашел тот самый камень преткновения (оказалось он существует), который не давал мне приступиться к скетчам. Выяснилось: не обязательно уметь рисовать. О-о. Правда и с этим в книге обещали помочь, большая ее часть - это пошаговые инструкции как что нарисовать и (внимание, тест на возраст и наличие детей) прописи!! Не смейтесь, вы уже в том возрасте, когда вам на самом деле нужна инструкция, для того чтобы нарисовать человечка! На самом деле все это нужно только для того, чтобы мы вспомнили, что детство наше никуда не делось, мы просто про него забыли. Оказалось, что рисовать скетчи, это как вернуться поиграть в песочницу, но не теряя достоинства, не снимая галстука и не превращаясь в чудака, абсолютно легально. Удивительно!
И вот думаю я, что мастерство придет со временем, но оказалось, что начинать можно уже прямо сейчас. Что я, собственно, и сделал: в воскресенье отправляясь на лекцию (незабываемых) Ирины Толкачевой и Марии Ионовой-Грибиной, я захватил какой-то блокнот и несколько ручек.
Какой это был кайф!! Мне кажется, я вообще исчез. Я был полностью поглощен темой. А руки (сами) что-то рисовали, раскрашивали буковки и вообще], я чувствовал себя ребенком, который дорвался до папиных чертежей (было дело), но теперь-то всё можно!
Уже только после лекции я понял, что благодаря этим четырем разворотам скетчей я не просто получил максимальное удовольствие от лекции, я еще запомнил ее практически дословно! Мне вообще-то грех жаловаться на память, но это совершенно новое ощущение: я не просто запомнил какие-то факты, в моем сознании построилась целая 3D модель, из множества понятий, образов и мыслей, затронутых в лекции. Это настолько ясная картинка, что я сейчас с легкостью смог бы воспроизвести всю лекцию от начала до конца (будь у меня, те самые фотографии, конечно :)).
Вот так у меня появилась новая радость! Во-первых теперь хочу чаще (чаще хочу?) ходить на чужие лекции, потому что теперь могу унести оттуда всёёё! Во-вторых, мне срочно нужны новые молескины, гелевые ручки, маркеры, а вы вообще знаете какой это кайф все это покупать для дела? В-третьих - я точно знаю как оформлять свою новую книгу!! И самое главное - никакого занудства!