Jun 06, 2016 20:54
У нас в мастерской находится на реставрации икона "Страшный суд", 18 века, размером полтора на полтора метра. Это дидактическая икона, которая содержит в себе изложение православного догмата о страшном суде языком живописи. Там Рай и Ад, праведники, святые и грешники, ангелы, взвешивающие на весах грехи и добрые дела, и многое, многое другое. Каждый сюжет поясняется текстом. Эту икону можно разглядывать часами. Но речь не о ней.
Как-то раз зашли к нам в мастерскую две прихожанки нашего храма, посмотреть на эту икону, и с ними была маленькая девочка лет шести, дочка одной из них. Стали они рассматривать икону и комментировать для девочки - вот бесы, вот ангелы, вот хорошие люди, вот плохие. Плохие это грешники, они попадают в ад, где их ждет аццкий сатана (изображен очень страшным, кстати сказать) и там подвергает их всевозможным пыткам, длящимся вечно. И так тетушки увлеклись темой наказания грешников, а также непослушных детей, что бедная девочка со страху описалась расплакалась. Ну те, конечно, принялись ее утешать, что тебе бояться не надо, ты хорошая девочка и ты ды, но семя-то уже брошено, господа присяжные заседатели. Вот так, делая акцент на грехе и воздаянии за грехи, из многих православных детей (чаще всего девочек) делают зашуганных невротиков с вот такенным комплексом вины. Да и не только детей, кстати сказать. Взрослые тоже прекрасно невротизируются при таком подходе (тоже все больше тетеньки).
Так о чем это я? Это я о том, во что мы ухитрились превратить христианство - религю любви, свободы и жизни. Можно нашим "христианством" детишек пугать. Я рада, что мое детство пришлось на атеистическую эпоху, никто меня не катехизировал подобным же образом. И в мои шестнадцать христианство стало для меня поистине благой вестью. И сейчас, после долгого периода воцерковления, самокопания, выискивания грехов, чтения аскетических наставлений св. отцев, после всего этого я , кажется, прихожу к тому христианству, которое так покорило меня тогда. И это хорошо.
дети,
вера,
церковь