Dec 17, 2013 10:29
"...Из этой огромной каменной глыбы вылетает белоснежная лодка, но как же Эдип смог за эти два дня и две ночи изваять свою дочь Антигону? Её длинные волосы летят по ветру, а сама скала увенчала её лоб шапкой пены. Так вот что, значит, думает о ней Эдип, вот, значит, как он видит её - она красива, но эта живая красота не напоминает ни Исмену, ни Иокасту. Это красота деятельная, решительная, исступлённая в своей смелости. Эта девушка знает, какую опасность таит в себе волна, готовая обрушить на лодку всю свою тяжесть, но она не позволяет страху завладеть собой. В лице её твёрдость и просветлённость - это было в самом камне и в фигуре, которую выбила, как это с удивлением замечает Антигона, она сама. Эдип лишь подчеркнул в ней дерзость - девушка по-мальчишески сильна и по-девичьи стройна, такими бесстрашными не бывают фиванские девушки. Трое гребцов соединились в едином порыве, и эта каменная Антигона разделяет с ними общее желание выжить. В удивительном лице, которым завершил Эдип эту фигуру, всё подчинено порыву, точному вздоху, и хранит оно совершенную серьёзность. Но вся фигура девушки и откинутая голова освещены внутренней улыбкой, как у отполированного прикосновениями поколений деревянного божка, и прозрачный свет этой улыбки излучает сам камень. Именно ясность, которой насыщено по видению Эдипа её лицо, более всего поражает Антигону и приводит её в волнение. Вот, значит, какой любят её Эдиповы руки и Эдипова душа - это она-то ясная, она, кто так часто теряет уверенность в себе и впадает в беспокойство. Антигона обнимает эту невидимую, но существующую улыбку, которой наградил её в камне Эдип, и на мгновение обретает мир с самой собой: может быть, думает она, ей удастся, как говорила Диотимия, стать когда-нибудь Антигоной".
Анри Бошо, "Эдип-путник", 1990 г.
символы,
Антигона,
Анри Бошо