Вот
здесь было предложено высказать свои соображения по поводу возможных вопросов, имеющих быть заданными новому министру образования на предстоящем 28 мая с.г. интервью. Поскольку там приняты меры против ссылок в тексте, размещаю свои предложения по темам вопросов в своем ЖЖ.
a) По школьным экзаменам.
Вопросы по проблемам, связанным с проведением ЕГЭ, можно сформулировать с учетом изложенного
здесь и - по ссылкам в самом тексте. Особо, как мне кажется, следует выделить следующий вопрос: планируется ли возможность апелляционного обсуждения первой части экзаменов по гуманитарным дисциплинам? (о некорректности целого ряда тренировочных заданий я писал уже
достаточно). Для обеспечения возможности "беседы" по "угадайской" части, правда, придется показать ее ученику и независимому специалисту, которого он посчитает нужным пригласить на апелляцию... Почему же так сложно? Потому, отвечу я, что ученик самостоятельно может не обнаружить некорректную формулировку, а рассчитывать на одну лишь внимательность и членов апелляционной комиссии (при всем моем к ним уважении, они - тоже люди, утомляющиеся, способные к рассеянности и т.п.) в таком вопросе как количество баллов - при том, что каждый из этих баллов может стать решающим при "прохождении" в тот или иной вуз - как мне кажется, не вполне достаточная мера.
b) По сокращению вузов
Можно спросить можно следующим образом: предполагаемое сокращение численности отечественных вузов рассматривается г. министром как самостоятельная акция, или как элемент разработанной (или пока еще разрабатываемой) политики в области высшего образования в РФ?
Поясню. В том, что часть вузов, зачастую попросту профанирующих саму систему высшего образования, надо вывести из этой системы в целях её сохранения и
нормального функционирования, никто из заинтересованных лиц не сомневается.
Но в связи с реализацией этого шага возникают дополнительные вопросы.
1) По каким критериям будет осуществляться отбор сохранить/не сохранить тот или иной конкретный вуз?
2) Учитывается ли возможная реакция общества на уровень справедливости принятых решений по
сокращению тех или иных кандидатов и докторов наук, входящих в профессорско-преподавательский состав сокращаемого вуза? (Надеюсь, что хотя бы некоторые помнят поднятую в 2009 г. волну "сокращения" в средних школах учителей, не имевших высшего педагогического (не высшего специального, а именно высшего педагогического) образования, которая вызвала столь бурную ответную реакцию, что даже не министру, а самому президенту пришлось останавливать этот процесс и публично выступать в защиту тех самых профессионалов, которые, работая в школах, не имели педагогического образования (см.
здесь). А как будет с высшим образованием? Там ведь ситуация еще сложнее.)
3) Где должны будут искать себе новую работу "сокращенные" кандидаты и доктора наук?
4) Будут ли приняты превентивные меры по сокращению численности лиц, претендующих на получение ученой степени кандидата или доктора наук (раз резко сокращается число рабочих мест, требующих такого уровня)?
5) Планируется ли обеспечение социально приемлемого ("достойного") уровня оплаты труда для лиц, не получивших высшего образования, но имеющих среднее специальное или просто полное среднее образование? (такая мера позволит изначально отсеять тех, кто рвётся за корочкой диплома, лелея слабую надежду на более высокий уровень оплаты
труда и возможность не заниматься деятельностью, связанной с физическими нагрузками - ручным трудом, обслуживанием автоматизированного оборудования и т.п.)
6) Будет ли устанавливаться единый критерий оценки "образовательного" уровня выпускника вуза (хотя бы на уровне бакалавра) по аналогии с - horribile dictu - пресловутым школьным ЕГЭ? Или формы оценки образовательной деятельности
вузов (для принятия решения об их сокращении/не-сокращении) будут иными?
c) По системе грантов
Если такая одиозная личность, как давно уже читающий русские буквы на фотографиях солнечной поверхности (
1,
2,
3,
4,
5,
6) В.А. Чудинов ухитряется получать гранты Минобразования (
мною... был выигран грант Министерства науки и образования Российской федерации по объединительной идеи России), и в качестве основы для этой самой "объединительной" идеи предлагает положение о том, что "
Единственным языком человечества на протяжении огромного времени существования человека (от двух миллионов лет назад до пяти тысяч лет назад) являлся один язык, который с полным основанием может быть назван ЯЗЫКОМ РУССКИМ", то не стоит ли задаться вопросом о самой системе экспертных заключений по присуждению грантов Министерства?