Надеюсь, что все хорошо помнят один из фильмов бондианы - "Живи и дай умереть" (
Live and Let Die).
Позволю себе напомнить эпизод решающей встречи суперагента с прекрасной гадалкой:
1. Вполне понятно, что каким-либо иным способом "перевербовать" эту, пользовавшуюся весьма значительным авторитетом в определенных кругах, особу, кроме как "сыграть на доверии", было бы весьма сложно. Однако, предварительную подмену колоды вряд ли можно в полной мере соотносить с "методом Чудинова", хотя и он, как мы уже выясняли, весьма активно не брезгует
вождением за нос своих чересчур доверчивых почитателей... Но об этом - чуть позже.
2. А сейчас - небольшое отступление в историю культуры. Очень многие слышали о
картах Таро. Многие знают о том, что изображение на
той самой карте "
Влюбленные" (Lovers), которой Бонду и удалось ввести в заблуждение гадалку, может выглядеть по-разному:
и
т.д. Некоторые имеют представление о четком
соответствии старших арканов Таро буквам еврейского алфавита.
И лишь совсем немногие слышали о том, что те же самые арканы соответствуют буквам
русского алфавита. Как? - воскликнет недоверчивый читатель. Во как! - воскликнет другой и тут же преисполнится гордости за "отечественного производителя". Вот так так... - тихо скажет третий.
2.1. На чем же основывается возможность обнаружения "русского следа" в исконно русских картах Таро? - На имеющихся изображениях! Вам уже стало интересно? Давайте посмотрим
повнимательнее:
- "Открывает колоду начало начал - Великий Маг. Расставив ноги, подобно матросу на палубе корабля, он возвышает свой жезл над столом, где помещены знаки четырех мастей Младших Арканов.
- Во втором Старшем Аркане восседает непорочная Дева, именуемая Жрицей или Папессой. В ее руках - свиток (или факел) Познания.
- Далее, по ходу следования карт женский образ встречает нас уже в виде ожидающей рождения ребенка Хозяйки (или Госпожи, Императрицы), со скипетром в одной руке и щитом - в другой.
- Император, олицетворение власти, закона и порядка, стоит с протянутым вперед скипетром в изображении четвертого Аркана.
- Земная власть не может существовать без власти духовной. Об этом напоминает со своего трона Жрец, благословляющий двоих путников в рисунке Аркана 5.
- Затрудненный выбор пути представлен юношей, выбирающим меж двух женщин в Аркане 6. Одна из них более духовна, но не привлекательна, другая - соблазнительна, но не духовна. ЕЁ или ЕЁ?
- Колесница, где Возничий управляет двумя Сфинксами, выражает стремление к цели в седьмом Аркане.
- Меч Возничего находит продолжение в Аркане 8. Теперь он - в руке богини Правосудия. В другой руке великой Темис (Фемиды) - весы.
- Девятый Аркан именуется "Отшельник". Здесь Инок, который несет знаки трех степеней Посвящения: посох, плащ и - фонарь, который он полой плаща скрывает от глаз непосвященных.
- В десятом Аркане, каббалистически именуемом "Сфинкс", а в более популярном варианте - "Колесо Фортуны", мы можем наблюдать собственно Сфинкса, который с мечом в лапе царит над означенным Колесом"
2.2. И попробуем проверить:
"
Аркан 1. Человек стоит за столиком. Его ноги и плоскость стола в проекции образуют рисунок буквы А... Случайность?" (Проверяем - верно, есть такая партия такое изображение, но есть ведь и
другие):
"Аркан 2. Женщина сидит на троне. Если она протянет руку, (например, с факелом), в профиль ее фигура совпадет с очертаниями буквы Б". (А если - не протянет руку и не повернется в профиль, что тогда делать?)
"Аркан 3. Та же женщина, но в руках ее скипетр и щит. В? Исторически Б и В произошли от одной и той же буквы греческого письма, которая у древних греков называлась "бета", а у византийцев - "вита". Разгадка наличия двух последовательных женских образов?" (Ну уж если рисунок первой карты соответствует русской букве "А", то, конечно же, рисунок третьей просто-таки обязан соответствовать русской же букве "В")
"Аркан 4. Стоящий человек протянул вперед руку с жезлом. Г?" (Может быть он в прошлой жизни был регулировщиком дорожного движения?)
"Аркан 5. Трон и два склонившихся в поклоне человека. Д?" (если трон иерофанта пустой, то, конечно же - "Д"!)
"Аркан 6. Е и Ё? Буква Ё - одна из самых молодых в азбуке. Ее, рогатую, до сих пор не признали церковники". (Вот какие нехорошие, оказывается, встречаются на нашем светлом пути некоторые служители некоторых культов! Ведь если поставить картинку рабоком, и впрямь получится - вылитый рубль юбилейный! она самая, ё-маё! А так, вообще, что-то знакомое, не правда ли?)
"Аркан 7. Колесница - несомненно Ж. Слева - головка и лапка одного Сфинкса, справа - другого. Посередине - крест или меч Возничего" (Да-да, та самая Ж..., никаких сомнений!)
"Аркан 8. Буква З - весы богини Правосудия" (Ну, разумеется, а на что же ещё эти чашечки весов могут быть
похожи, кроме как на нашу дорогую букву "З"? Тем более, что при некоторых раскладах, у нее и порядковый номер другой - XI)
"Аркан 9. Уголок и палочка (плащ и посох) - буква И. "Птичка" над буквой Й - фонарь. Интересно происхождение этой "птички". Это - не что иное, как редуцированная древнеславянская буква "омега-твердо" или, сокращенно, - "от". Прочитанное вместе с И, это название дает слово "Йот" - имя главной из букв мистического Тетраграмматона" (Во как - целая редуцированная буква! А мы-то все больше к
редуцированным фонемам привыкли! А в профиль-то очень даже на "Г"
похоже!)
"И наконец (пока!) Аркан 10. Если в рисунке буквы Ж мы могли видеть двух Сфинксов, то в рисунке буквы К - лишь одного. Того самого...Где же тогда будет располагаться Колесо Фортуны? Ни одна из мировых систем письма в истории не имела обыкновения замыкать себя в к р у г , кроме... р у с с к о г о алфавита, где знак буквы "Яз" (Я) закономерно переходит в знак буквы "Аз" (А)" (Вот все и стало на свои места - уже на десятой букве все и заканчивается...
Замыкая круг)
2.3. Насколько можно понять, начав почти что "по-чудиновски" (линии изображения похожи на букву) удалось, причем с большим размахом, заарканитьрасписать первые буквы русского алфавита по старшим арканам... Все бы, конечно, ничего, если бы не несколько но... Хорошо бы было для начала определиться с типами изображений (мы недаром привели несколько вариантов - и древних и современных) и отыскать зафиксированные в каком-либо виде (лучше всего - в описательном) принципы иконографии (то есть типологически четких правил) изображений. Например, для первого аркана: стоящая мужская фигура в рост, строго анфас, ноги расставлены, перед ней стол с перекладиной / или - без перекладины; для второго: сидящая женская фигура, профиль вправо, видна ножка стула возле колен и платья (чтобы было из чего замкнутый контур в букве "Б" вырисовывать), рука вытянута вперед; и т.п. Чтобы получалось что-то вроде этого:
Затем хорошо было бы соотнести время возникновения этих правил со временем появления старославянской азбуки (для того, чтобы иметь основания для утверждений: "
В Венеции, где "солунские братья" Кирилл и Мефодий вели диспуты с трехъязычниками, историки находят не только ранние варианты карт Таро, но и ранние варианты азбуки в картинках, популярной в средневековье для обучения не только малолеток, но и взрослых. Теперь вы можете задать вполне законный вопрос: Что же, по-вашему, выходит, что Кирилл и Мефодий изобрели... игру в карты?.. У славян же, обладавших до Кирилла своеобразной знаковой системой в виде "чертов и резов" была традиция использовать их, но не для письма, а для счета и гадания . Эту же традицию они могли перенести на кириллическое письмо, которое заменило старую, докириллическую письменность, быть может напоминавшую в чем-то тот строй знаков, который привнес Кирилл, но использовавшуюся "без устроения", беспорядочно"). Причем, если не отыскиваются полные количественные соответствия числа старших арканов (22) и
численности старославянских букв (как минимум - в два раза больше) то, скорее всего, придется искать какие-то иные объяснения: например, свести арканы к весьма похожему - в определенной части - на старославянский
греческому алфавиту, в котором всего-то 24 буквы, или же - к чуть более богатому
латинскому (не забывая при этом об исторически изменявшейся численности букв в этих алфавитах).
Кроме этого, неплохо было бы постараться как-то втиснуть в предложенные соответствия арканам маленькое рассогласование применявшихся в старославянских памятниках письменности цифровых значений кириллицы и глаголицы - хотя бы в том же самом
первом десятке знаков...
В общем и целом, что-то "чудиновское" во всем этом, несомненно, есть.
3. Но куда более интересен другой вариант соответствия тех же самых арканов знакам письменности. Вернемся к упоминавшимся чуть выше буквам еврейского алфавита. Насколько позволяют судить имеющиеся к настоящему времени источники, впервые о соотнесении старших арканов Таро и этих самых букв было сказано в конце XVIII века - в книге "
Monde primitif, analysé et comparé avec le monde moderne" (Paris, 1781) в рамках специальной статьи "Du Jeu des Tarots" (
p. 365-410):
"Le Soleil répondant au Gimel, veut dire, dans ce sens, rétribution, bonheur.
La Fortune ou le Lamed signifie Régle, Loi, Science.
Le Fol n'exprime rien par lui-même, il répond au Tau, c'est simplement un signe, une marque.
Le Typhon ou le Zaïn annonce l'inconstance, l'erreur, la foi violée, le crime.
La Mort ou le Thet indique l'action de balayer: en effet, la Mort est une terrible balayeuse.
Teleuté en Grec qui veut dire la fin, pourroit être, en ce sens, un dérivé de Thet" (
p. 407).
3.1. Кстати сказать, изображения арканов в этой книге тоже
присутствуют (выделены номера арканов, о которых уже шла речь):
(обратите, пожалуйста, внимание на третье фото: аркан XII - "жертва" дан в прямом, а не в привычном для современности - перевернутом ("
повешенный", "
виселица") - виде)
3.2. И только позднее - в XIX веке - можно встретить уже вполне четко расписанное соответствие по каждой паре аркан-буква, принадлежащее, как принято считать,
С.Л. Мазерсу (есть русский перевод его книги: "
Таро. Краткое руководство по истолкованию карт")
В книге известнейшего
Папюса (The tarot of the Bohemians. The most ancient book in the world. For the exclusive use of initiates. London, 1892. Transl. A. P. Morton) находим уже весьма пространные истолкования предложенных соответствий арканов и еврейских букв (p.
105-191;
то же на языке оригинала).
И вот тут-то и начинается самое интересное...
4. Не так давно мир был порадован очередным (уже - третьим) переизданием книги T. Bushby "
The Secret in the Bible", в которой та же самая идея о соответствии аркан-буква проводится ну совсем на "чудиновском" уровне: оказывается (p. 314-318), надо просто увидеть букву еврейского алфавита в до невозможности упрощенном рисунке! Всего делов-то!
(арканы обозначены арабскими цифрами, о степени схожести можно судить
самостоятельно)
Оно, конечно, у всяких там западных не-наших размах-то не тот, что у нашего Чудинова - они в целом изображении всего-навсего одну букву находят, тогда как Чудинов
способен в одних трусах целое слово (
"тигры") найти! Да что там - в трусах, он и без трусов целое слово (
"этруск") найдет! В общем, как говорится, и здесь, в области патологии головного мозга открытий "неявного" они от нас отстают на целую голову (и мы с вами очень даже хорошо знаем, кому именно эта голова принадлежит)!
5. Теперь - самое время вернуться к тому, с чего мы начали - эпизоду из фильма "Умри и дай жить". Те, кто внимательно смотрел сам фильм, или приведенный фрагмент, обратили внимание на то, что именно сказал Бонд по поводу "чудесного" случая с картой "Влюбленные" - "такой ответ" был заранее известен им обоим (хотя, конечно, каждому - по-своему!).
Чудо-метод поиска "
неявных надписей"=
псевдоинскрипций не в последнюю очередь основывается на заранее заданном ответе: надо найти "яра" или "мару", значит они будут найдены любыми способами (либо в
палеолитических изображениях, либо на
фотографиях солнечной поверхности), если "обнаруживается" что-то непривычное ("
яр казел храпа мары"), значит и оно всеми подручными средствами - в том числе и фантастическими ("
в верхнем палеолите существовали противники господствующей религии, которые смеялись над надписью ЯР ХРАМА МАРЫ, и вместо нее писали ЯР (КАЗЁЛ) ХРАПА МАРЫ") будет подтягиваться под заранее заданную тем же самым воспаленным воображением Чудинова "историческую картину" (
карты правду говорят!)
Такой вот он у нас умелец... И такие вот у него "последыши"...
Спасибо за внимание!
До новых встреч!