Появившийся материал о грядущем порождает, как обычно, больше вопросов, чем предполагает ответов.
К словам о большей прозрачности, повышении эффективнсти (равно как и к повышению производительности, снижению..., углублению... и проч.) уже как-то привыкли... Без них - нельзя. Они служат "формальным" объяснением=оправданием. И придираться к ним - бесполезно, да и не нужно.
Но вот оставшимся "в живых" подслеповатым глазом как-то не заметил я в этом материале (может быть, я не там искал?) идеи. Цель - заметил (про деньги и аттестацию - не говорю, скажу только, что мне показалось: уменьшение вакансий произошло от сокращения числа школ, а не от заполнения этих вакансий): обеспечение возможности (или, как оно называется... реализация права), а вот идеи... "Нормальный" человек должен во чтобы то ни стало получить "корку" о высшем образовании? Или "нормальный" человек должен быть нормальным человеком? Не часто встречающимся, а именно нормальным, то есть хоть каким-то боком, но соотнесенным с нормой. Компьютерная грамотность всех - или порядочность тех, кто по роду своей деятельности отвечает за обеспечение существования и благосостояния других при помощи компьютера?
Озадачили слова министра: "Зачастую результаты олимпиад и экзамена расходятся. Это означает, что факт фальсификации имел место"... Почему озадачили - поясню: олимпийские вопросы и экзаменационные вопросы не одинаковы по качеству (да и готовят их, как я понимаю - хотя, не исключаю, что я и неправильно понимаю - в разных организациях. Вот если бы - в одной!) и сравнивать их вряд ли возможно. Олимпиада ориентирована не только и не столько на большой объем или какие-то узко-специальные вопросы, но, в целом - на нестандартность, на творческий индивидуальный подход (хотя, конечно, это - в том самом идеале, который я выше поименовал нормой... Уж извините - тяжкое наследие классического идеализма, будь он неладен... Платон, Плотин, Гегель, Соловьев, Лосев...), экзаменационные вопросы - на охват объема и стандартизируемый набор умений. Но ведь выход вроде бы нашли - ряду специальностей оставили право дополнительного экзамена... (А как еще поступать в театральный - только по результатам ЕГЭ?). Но, нашлись и прочие неожиданности, в виде, например, льготников!
В "родной сторонушке" тоже, оказывается, грядут перемены: "Член Федеральной предметной комиссии (ФПК) Елена Рутковская отметила, что в КИМах по обществознанию тестовых заданий станет меньше на 20%: из 30 осталось 24 задания с выбором ответа.В остальном экзамен по-прежнему будет содержать задания со свободным ответом и альтернативное - написание эссе.
По словам председателя ФПК, разработчика КИМ ЕГЭ по истории Василия Зверева, в следующем году количество тестовых заданий по истории сократится с 32 до 27, за счет чего с 11 до 15 повысится количество заданий, требующих краткого ответа. Зверев отметил, что КИМы по истории направлены на проверку умений анализировать информацию, группировать факты, находить причинно-следственные связи". Сокращаем "угадайку" и ловим на синонимах... А вот "анализировать информацию" на основе "комплексного подхода" (которому столько внимания и времени и сил уделялось...) - это как раз привлекает... То есть, не просто арфимометр (кто-то еще помнит? а про логарифмическую линейку, на которой в известные годы техническая часть обороны страны рассчитывалась?), а аналитический арифмометр...
Вы, кстати, не обращали внимания на своеобразную "логическую красоту" выписных эпикризов? Такое-то заболевание - сделано то-то, проведено то-то, реакция такая-то, "прописаны" те-то и те-то таблетки, капли и пилюли (то, что они просто не попадут внутрь организма из-за повреждения этого самого организма в том самом месте, через которое должны попадать, это уже другая болезнь и ее надо лечить в соседнем отделении...). То есть там написано все, что должно быть по стандарту: несколько лет назад появилась волшебная фраза "Проведено лечение в соответствии с Московскими городскими стандартами стационарной медицинской помощи", но "мысленно дочитывается" фраза "после которого, бывает, выздоравливают". И никому потом не захочется доказывать, что эти анализы, которые там понаписаны, не были сделаны, что это расписанное там обследование просто не проводилось... и т.д... Потому что подумают, что ты - больной! Больных много... Очень много... Разговаривать с каждым врач не станет - они же все больные! И даже не поймешь - кого все-таки больше - больных или здоровых таких, но - больных (а на иного поглядишь, послушаешь - да он же больной! Хотя у него - и диплом о высшем, и семья и работа и здоровье...).
К чему тут эпикриз? А ведь он чем-то схож с аттестатом - мы-то трудились, работали, а уж выздоровел, или не поумнел... Мы-то стандарт выполнили! Листочки с анализами - ой, должны быть здесь, ой - нет, ой, приходите завтра! Зина, набей быстренько тем числом: "один-два в поле зрения", ну, как обычно!...
А потом начинается - подбираем "от давления" (вижу - многие заохали...). Да...
Может норма: читать-писать-родину любить-старших слушаться? - А почему я должен их слушаться? - Они умные и ответственные! - Да вон они чего творят! Разве умные так поступают? А ответственные? Где вы видели ответственного за тех, который не для тех, а только для себя все делает? - А они... А их в школе плохо учили... Или они в школе плохо учились... Ну не получилось на этом месте, они пойдут на другое! Не надо их наказывать, они же - люди! Они же - с правами! Надо же уважать право другого на безответственность, на невежество, на нетрадиционный взгляд на все в жизни... А чего вы удивляетесь? Какие нормы? Не нормы - стандарты! Это же давно известный, и, даже, кажется, местами естественный, путь - обычное право закрепляется потом в нормы права... Естественный... Единственный ли? В ране на теле самым естественным образом будут происходить самые естественные для "необработанной" раны процессы... А там уж - как получится...
И напоследок... "Функция учителя серьезно изменилась. Сегодня учитель уже не ходячая книга. Еще не так давно он был главным источником знаний в школе. А сегодня интернет мы сами провели, телевизор везде работает, да и книги еще читают. В результате ребята имеют достаточно много информации и без нас. Так что учитель должен организовать работу с информацией. Он должен организовать класс, превратить набор ребят в коллектив. Учитель должен обеспечить социализацию". Организовать работу с информацией... Обеспечить социализацию... В одиночку? Или всем педсоветом? А родители помогут? А мы, вообще-то - по одну сторону баррикад?? Социализация как вхождение в общество - в какое общество и с какой целью? Быть как все? Бежать впереди всех? Не быть белой вороной? Быть полезным этому обществу? Или быть добрым человеком? Или просто выжить, раз уж родился на свет? Может быть в обществе что-то не так, а не в школе? А может быть попробовать сократить "убийственные" новости, "драчливые" сериалы и "ругательные" мультики в доступное детям время? И не просто сократить, а и заменить чем-то полезным для общества, для человека, для души? С интернетом и книгами - сложнее... Здесь доступность не может быть ограничена, а смысл тот же - обычно, стандартно (то есть - НЕ-Гайдай, НЕ-Рязанов, НЕ-Пушкин, НЕ-Магомаев) - от рубля, а не от души... Душа - индивидуальна, рубль - всеобщ в силу отсутствия индивидуальности. По детям - рублем?! Вместо сердца - рубль? Лучше уж тогда сразу ремнем по...
Детям? Нет, не детям! Дети не виноваты! Детей нужно беречь и защищать! Не только потому, что пока они еще не могут сами себя защитить, а еще и потому, что ребенок пока еще не может понять, от чего и как ему НУЖНО защищаться, чтобы вырасти и стать ЧЕЛОВЕКОМ. Добрым человеком!
Да и недавние изменения в московском общественном транспорте наводят на некоторые размышления... Судя по всему "удар по рукам" сотрудникам отделов билетного контроля (так, кажется, они именовались ранее...) был нанесен вот
отсюда...
Но в первое сообщение вкралась досадная неточность - отменяется не 32.2. "Исполнение постановления о наложении административного штрафа", а 32.3. "Исполнение постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения" (хотя, скорее всего, "СМИшникам" это все равно...).
Система "Консультант" своевременно среагировала на эти изменения, о чем свидетельствует текст "Статья 32.3. Утратила силу. - Федеральный
закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ. (см. текст в предыдущей
редакции)", размещенный
здесь. Собственно текст отмененной статьи выглядел следующим образом: "
Статья 32.3. Исполнение постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения 1. В случае, если административный штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, такому лицу выдается постановление-квитанция установленного образца. В постановлении-квитанции указываются дата ее выдачи, должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание, сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, статья настоящего Кодекса либо соответствующего закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, время и место совершения административного правонарушения, сумма взыскиваемого административного штрафа. 2. Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности. 3. В случае неуплаты физическим лицом административного штрафа на месте совершения административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом"
И вот во всех этих деталях, как мне показалось, просвечивает определенная разница между теми, кто пользуется общественным транспортом и теми, кто пишет законы... Конечно, принимая запрет на взимание штрафа на месте, стремились "дать по рукам" нечестным на эти самые руки инспекторам ГИБДД. А уж заодно этот удар пришелся и по контролерам в общественном транспорте. Я видел старые "квитанции" и даже успел увидеть "новую", которую, сразу после ее появления один из контролеров пытался как-то заполнить в московском трамвае на ходу и среди людей, которые ехали на работу... Зрелище, должен признаться, впечатляющее... Полагаю, что назидательный монолог, имеющий своею целью принудительное приобретение талона у водителя, естественно - по более высокой цене, в сравнении с ценой на тот же билет в стационарных точках, будет выглядеть не менее впечатляюще... В том же месте в тот же час... Проходя мимо будки оранжевого цвета, специально поставленной возле остановки общественного транспорта, я почти что каждый день вижу в окошечке одну и ту же надпись "Билетов нет". Есть все - батарейки, диски, флэшки, вроде бы даже надпись "Табак" как-то появлялась... Билеты только редко бывают... А должны быть... Накладывать взыскание логично за нежелание воспользоваться возможностью оплаты услуги, а не за невозможность ею воспользоваться. Надолго в памяти остались лица двух студенток, которые вошли в вагон трамвая (тогда еще этих рогов на входе не было и посадка на конечной остановке - возле станции метро - занимала не нынешние две с половиной - четыре минуты, а десять - двадцать секунд) и что-то оживленно обсуждали про анатомию и какие-то болезни, ожидая, когда в этот вагон войдет кондуктор. Поясню: трамвай представлял сцепку двух вагонов и кондуктор (тогда их ввели, чтобы водитель не тратил время на продажу билетов) ходил всю смену из вагона в вагон... Но на следующей остановке вместо кондуктора вошли два контролера... Девочки не стали шуметь, отдали положенную на штраф сумму, огорчились... И только на следующей остановке в этот вагон вошла тетенька-кондуктор, которая то ли задержалась в первом, "обилечивая" слишком много вошедших, либо просто уже устала ходить-выходить в осеннюю пору... По большому счету нужно было бы заставить эту тетеньку вернуть "штрафные" деньги в обмен на выданные квитанции и самой разбираться со своим трамвайным начальством, но... люди ехали на работу, на учебу, лицо у тетеньки было такое же, как и у контролеров, только - женское... Девочки просто демонстративно не повернулись на ее настойчивую просьбу "оплатить" - на следующей им уже надо было выходить...
Не встречал я на маршрутах московского транспорта "билетные будки" на каждой остановке... А вот в Киеве лет пятнадцать назад - встречал. И интервал движения тамошних троллейбусов меня, привыкшего к десятиминутному "московскому" промежутку просто поразил - через минуту-полторы после ухода одного троллейбуса к остановке подходил следующий. Согласен, что автомобилей на улицах городов было в несколько раз меньше, но - транспорт-то общественный! Значит он работает в интересах общества... И общество это самое, как мне кажется, охотно согласилось бы платить за проезд меньше и видеть московских водителей не в униформе, которую им не так давно выдали (рубашку и галстук... подождем до настоящей зимы? - рога троллейбуса цеплять в рубашке и галстуке в метель?), а в том же, в чем они и раньше ходили на работу, не привлекая к себе внимания внешним видом. Вот бы еще они за эти равноускоренно вытекающие из наших кошельков деньги научились наконец (причем хотелось бы - чтобы ВСЕ!) останавливаться и трогаться с места как следует, а не так, чтобы пассажиры колыхались и утрясывались перед каждой остановкой и светофором, да и после них.
Хорошо хоть, что издевательскую говорилку "...время посадки зависит только от вас" наконец-то убрали после полутора лет ежедневного всверливания в мозг (справедливости ради надо сказать, что такая глупость звучала не на всех маршрутах).
Говорят, что и формулировку на кладбищенском маршруте тоже сменили: маршрут одного из московских автобусов соединяет, с несколькими промежуточными остановками станцию метро и Хованское кладбище (за МКАДом). При посадке на "начальной остановке" у метро звучало приветствие "Уважаемые пассажиры! Автобус следует по маршруту №... Соблюдайте чистоту и порядок. Приятного вам пути!". Позаботились...