"Мы все учились понемногу..."

Mar 25, 2010 23:39

Надвигается окончание учебного года, а вместе с ним неотступно приближается кошмар экзаменов... Почему кошмар, спросит взволнованный читатель, потому, отвечу я, что в 9-м классе обществознание можно сдавать и по билетам. По тем самым привычным нам все билетам, правда, по - не совсем привычным... Билетов - 30 (!), а в каждом билете по 3 (!) задания. А дальше как в хорошо всем известной сказке: "Старший умный был детина, / Средний сын и так и сяк, / Младший вовсе был...", другими словами: "Первые вопросы в традиционной форме воспроизводят важнейшие тематические единицы курса. Они направлены на проверку теоретических знаний, а также знания моральных и правовых норм, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников. Вторые вопросы даны в виде фрагментов документов с заданиями к ним или в форме познавательных задач. Они направлены на выявление умения применять для решения таких задач полученные знания. Третьи вопросы представляют условные ситуации, требующие от ученика адекватных практических решений и планирования собственных дей ствий. Они направлены на выявление и оценку не только уровня овладения предметным содержанием обществознания, но и сформированности предметной компетентности, то есть способности решать средствами обще ствознания проблемы, которые могут встретиться учащемуся в повседневной жизни и практической деятельности".
Пояснения-объяснения вроде бы тоже привычные и, как и всегда, правильные, не отклоняющиеся от "линии партии". Вот, возьмите (для примера) хоть второй билет:
"Билет № 2
1. Власть. Роль политики в жизни общества.
2. Люди, жившие в первой половине ХХ века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?
3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки те левизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?". Вполне нормальный билет, да и вопросы - все нормальные, неразрывно связанные с изучаемым курсом. Все, казалось бы, в порядке...
Загвоздочка-то все лишь одна: билетов - тридцать, и вопросов в каждом - по три по той причине, что на предмет (всего 54 параграфа в том самом "боголюбовском" учебнике, очередного стереотипного издания) отведено два года обучения (8-9 классы) а вот для подготовки к ответу имеется один час в неделю в течение этих самых двух лет... Всего один... Слишком велик соблазн перенести логическое ударение в процессе обучения с заботы об усвоении предмета на заботу о подготовке к сдаче экзамена...
Есть, конечно, и незаменимые помощники в деле подготовки к этой самой сдаче. Ответы на поставленные вопросы есть в свободном доступе, хотя, конечно, можно и заплатить 90 рублей и отправить SMS. Но - каков объем!? Конечно, будем перерабатывать, пережевывать, сокращать и переделывать - чтобы сдали, но не чтобы знали.
Предвидя возможное недоумение, мягко, но настойчиво перерастающее в столь же возможное недовольство, поясню: обсуждение проблем данной конкретной учебной дисциплины имеет свои специфические аспекты и требует крайне осторожных подходов. Материал - огромен по охвату и достаточно глубок по степени проникновения (таковы стандарты), что, в свою очередь обусловлено "велением времени" - необходимостью подготовки и грамотного и порядочного и востребованного обществом гражданина нашей могучей Родины... И как только аналогичная задача решалась в с каждым днем становящиеся все более далекими советские годы? Когда не было растянутого на семь лет (5-11 классы) предмета, "изучая" который в 5-8 классах приходится из года в год пережевываать все те же самые темы, поскольку их - не так уж и много, а в 9 классе врываться почти что "на оленях утром ранним" в "международное гуманитарное право", "семейное право", "право на образование" и прочая, прочая, прочая... Про "опечатки" в учебнике для 8-9 класса я уже высказывался в самом начале учебного года.
Сил-то, конечно, мы не пожалеем... Вот только детей по-прежнему жаль. Во что же они превратятся. Совсем ведь задавим все хорошее, что может в них прорасти...

В качестве смеха сквозь слезы на тему обещанного заголовком "чему-нибудь и как-нибудь" позволю себе привести небольшую цитату (возвращаясь к вопросу умопомрачительных опечаток в учебнике). И не откуда-нибудь, а из автореферата на соискание ученой степени... юридических наук, и не "кандидатского", а - "докторского", и не какую-нибудь там фразу в середине страницы ближе к концу значительного по объему автореферата, а самую первую фразу, "установочную", так сказать: "Принцип справедливости "есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам" (justitia est constans et pertua voluntas suum cuigue tribuere)". Хорошо знакомая всем заинтересованным (восходит к Dig. 1.1.10. (Ulp. 1 reg.)) и вообще интересующимся лицам фраза. В классическом "Словаре латинских крылатых слов" (под ред. Я.М. Боровского) очень похожее выражение встречается (по изд. М., 1988) на с. 398. Как говорится - "почувствуйте разницу" (в выделенных словах).

Здесь-то что мешало цитировать внимательнее и проверить написание столь известной фразы? Дети же смотрят!
Кстати, нашел еще варианты ответов (бесплатных) на вопросы (трехвопросная версия) по обществознанию для 9 класса (сообщения №№ 20 и 24). Желающие - не проходите мимо!

ЕГЭ, юмор, школа, экзамены

Previous post Next post
Up