Окончание
(начало
здесь и
здесь)
9. Согласитесь, что с холодным оружием на выставке получилось намного лучше, чем с огнестрельным. Давайте, от греха подальше, закончим рассматривать оружие и перейдем в область фалеристики.
9.1. Вот перед нами одна из самых первых витрин (в порядке хронологии), которая повествует о Февральской революции.
Мы видим четыре экспоната - знака и неподалеку - описание.
Мы помним принцип, с которым мы ранее столкнулись - слева направо и сверху вниз (то есть - по аналогии со строками в книге). Как все просто: берем описание и моментально узнаем - к какому именно экспонату оно относится!
Для удобства давайте пронумеруем это описание в той его части, которая относится к заинтересовавшим нас экспонатам.
9.2. Итак, под первым номером у нас значится "Жетон. Да здравствует Свобода! 27 II 1917". Выглядит это жетон вот так:
И мы без особого труда убеждаемся в том, что он находится именно там, где мы его и ожидали увидеть - в левом верхнем углу, в начале "строки".
Идем далее. Под номером 2: "Знак. Народная армия свободной России". Выглядит он вот так:
и мы ожидаем его увидеть правее номера 1 - так, чтобы два первых номера составили строку (обратите, пожалуйста, внимание, что нас к этому как бы подталкивает и расположение надписей на лентах). Однако, тут нас ждет неожиданный поворот: на ожидаемом месте нужного нам знака нет... Он находится не справа от первого знака, а прямо под ним - в левом нижнем углу... Тогда получается, что эту композицию из 4 экспонатов надо читать в какой-то иной последовательности. А мы-то надеялись на то, что принцип будет единым для всех экспонатов выставки...
С некоторой настороженностью идем далее. Под номером 3: "Знак. Да здравствует Свободная Россия!", который выглядит вот так:
(правда здесь, видимо, впопыхах написано "Да здраствуе")
и располагается в правом верхнем углу.
Ну а последнему знаку - под номером 4 - "Жетон. Борцам за свободу. 27.II. 1917"
ничего другого не остается, как занять оставшийся правый нижний угол.
9.3. Таким образом, общее расположение знаков в данном случае подчиняется уже другой последовательности:
Поясню, что самостоятельно прочитать надписи на этих знаках при имеющемся освещении крайне затруднительно даже для людей с хорошим зрением. Обидно, но уже ничего не поделаешь...
10. И вот тут мы неожиданно сталкиваемся с просто-таки чудом:
Что же тут чудесного? - спросит читатель, уже привыкший к самым непредсказуемым подвохам со стороны устроителей выставки. А то, ответим мы, что ордена пронумерованы, а рядом с витриной - нумерованный список с описаниями...
И вот тут совершенно закономерным образом возникает вопрос: как это понимать? Могут, когда захотят? Или дело в другом - если эту витрину оформляли профессионалы музейного дела, то кто же "работал" над остальными?..
11. Какими остальными? - спросит уже почти что окончательно запутавшийся читатель. И вот тут мы грустно ответим ему - со всеми остальными... И с теми, которые мы уже видели, и с теми, которые мы еще не видели, но сейчас увидим...
11.1. Можно предложить желающим разгадать 2 загадки: сначала с последовательностью описаний, а потом - с расположением соответствующих этим описаниям экспонатов (в пределах красной рамочки на фотографии) на другой витрине:
если известно, что на второй справа "подложке" находится "Нагрудный знак Герою рев. движения. 1917-1918" (5 по нашей нумерации описания), который выглядит вот так:
а два жетона на одной "подложке" рядом с ним - это, на самом деле, два одинаковых жетона "Товарищи, оповестим мир о социализме" (4 по нашей нумерации), только повернутые аверсом и реверсом (правда, про это в описании - ни слова: сами, мол, догадаетесь...):
11.2. Независимо от того, удастся или нет, разгадать предшествующую загадку, предлагаем следующую: почему на данной витрине нет нумерации экспонатов и описаний и как определить - где какая банкнота?
А фрагменты из описаний к следующей витрине (к ней загадка тоже относится)
есть
здесь.
11.3. Ну и напоследок - еще одна "орденская" загадка.
Дано: 1) 5 орденских знаков (на одной "подложке")
2) Описание пяти орденских знаков
1. Знак "За Ледяной поход"
2. Нагрудный знак "За Ледяной поход" на владимирской ленте с розеткой
3. Наградной крест "За степной поход"
4. Знак ордена "Крест храбрых" атамана Булак-Балаховича
5. Звезда ордена "Крест храбрых" атамана Булак-Балаховича
Требуется: найти принцип расположения, соответствующий последовательности описаний. Надеюсь, что внимательные читатели справятся...
Ну а для тех, кому все же требуется подсказка, приводим изображения знаков в соответствии с последовательностью описаний:
1.
2.
3.
4.
5.
12. Подводя итоги посещения выставки "Энергия мечты", вспомним
слова директора Государственного исторического музея
А.К. Левыкина на пресс-конференции, предварявшей открытие самой выставки: "Мы готовили наш выставочный проект «Энергия мечты» более двух лет. 70 процентов экспонатов этой выставки впервые предъявляются посетителям и исследователям. То есть большую часть состава этой выставки массовый посетитель никогда не видел по многим причинам: что-то находилось на спецхранении, что-то было выявлено только в последнее время, что-то просто обходили вниманием - это касалось, естественно, материалов, связанных с деятелями контрреволюции и Белого движения".
Неужели же, за указанные два года нельзя было успеть не только отобрать экспонаты и подготовить их описания (в большинстве случаев, кстати сказать, имеющиеся в
электронном каталоге), но и, к примеру, выработать единый принцип "чтения" нескольких однотипных экспонатов, размещаемых не "в линию"? Если это оказалось слишком сложной для выполнения задачей, тогда можно было бы успеть - как в том самом единственном случае (см. выше п. 10) - просто пронумеровать экспонаты и соответствующие им описания...
За два года можно было бы успеть не спутать пистолеты "маузер" 6,35 мм и ТК, можно было бы успеть найти описание подвига, за который генерал И.Р. Довбор-Мусницкий был награжден Золотым Георгиевским оружием... Другими словами, за эти два года доблестному коллективу под чутким руководством автора выставки Т.Г. Колосковой и уж тем более - руководителя проекта - Т.Г. Игумновой можно было бы просто успеть как следует подготовить эту выставку в полном объеме. Но, судя по отмеченным нами витринам, в полном объеме - не успели... Почему? Из-за масштабных сокращений персонала? Из-за отсутствия профессионалов или же их катастрофической перегруженности не всегда нужными для дела проблемами? Или по каким-то другим причинам? Ответа, похоже, нет и не будет.
Со значительной долей грусти и разочарования приходится констатировать, что в отмеченных нами случаях музейные работники действовали по печально известному принципу:
А жаль...