Продолжая тему о вариациях графики греческой "альфы" в различных памятниках...
14. Начнем с эпиграфики. Исследование
первого тома серии
Corpus inscriptionum Atticarum (Berolini, 1873) дало определенные результаты в области четкого отслеживания графических особенностей описываемых памятников.
14.1. Вот, например - во всех случаях, за исключением одного (строка 5, подчеркнуто) "соединительная линия" в "А"
одной из первых упомянутых в томе надписей имеет четко выраженный наклон (хотя возможность простой опечатки здесь исключать нельзя и потребуется дополнительная проверка):
Аналогичный наклон можно наблюдать в надписях неоднократно, например
здесь (примечательна также графика S):
и
здесь (
бустрофедон)
а также (под тем же номером):
(тот же наклон в "А", только уже - в записи справа налево)
14.2. Еще один случай указывает на чуткость к графике "Y" (сравните первую и третью надписи; здесь уже о возможных опечатках, как мне кажется, говорить не приходится):
Однако, как ни жаль, интересующая нас вариация "А" с v-образным язычком в данном томе не отражена. Будем искать в остальных томах...
15. Если обратиться к нумизматике, представленной в уже упоминавшемся ранее фотоальбоме "
Паруса Эллады. Мореходство в античном мире" (СПб., 2010) то пока v-образный язычок обнаружить не удалось. В основном попадаются "А" с горизонтальной "соединительной линией":
Медный номинал (146-175 гг. СПб., Эрмитаж, Инв. ОН-А-ДГ-4454):
Еще один
номинал (238-244 гг. СПб., Эрмитаж, Инв. ОН-А-ДГ-4454)
Тетрадрахма (229-221 гг. до н.э. СПб., Эрмитаж, Инв. ОН-А-ДГ-34140):
И еще несколько монет с четко определяемой графикой "А" в греческих легендах (по каталогу David R. Sear "
Greek Coins and their Values"):
SG7570 SG7571 SG7590 SG7631 (обратите внимание: в данном случае "соединительная линия" в "А" не горизонтальная, а наклонная)
SG7755 SG7834 SG7888 SG7922 SG 7955 16. Зато очень интересный материал дает каталог "
Античные камеи в собрании Эрмитажа" (Л., 1988), подготовленный
О.Я.Неверовым.
Например (вариант со смешением графики "А"):
(эта же самая камея описана во втором томе известного французского каталога: "
Description des principales pierres gravées du cabinet de S.A.S. monseigneur le duc d'Orleans..." (1784):
pl. 67):
(следует обратить внимание на то, что художник сумел, хотя и едва заметно, передать специфическую графику "А" во второй строке, отличающуюся от "А" начальной строки).
Еще одна камея из этого же каталога (единственный случай - с v-образным язычком):
И еще одна (оба случая - с v-образным язычком):
(описание этой камеи также имеется в упоминавшемся выше французском каталоге:
pl. 68):
(в данном случае графика интересующих нас букв передана с предельно возможной точностью).
Ну и в качестве завершения путешествия по этому каталогу:
Как видно по примерам в п. 3, смешанные варианты графики "А" встречаются не только в монументальных надписях (
ранее мы отметили, что подавляющее большинство таких случаев приходится как раз на такого рода надписи), но и - в достаточном количестве - в "малых формах".
Приятных книгопутешествий!
Спасибо за внимание!
Продолжение следует...