Несколько шагов от "А" до "Я" (2)

May 31, 2016 20:34

Продолжая тему о вариациях графики греческой "альфы" в различных памятниках...


14. Начнем с эпиграфики. Исследование первого тома серии Corpus inscriptionum Atticarum (Berolini, 1873) дало определенные результаты в области четкого отслеживания графических особенностей описываемых памятников.

14.1. Вот, например - во всех случаях, за исключением одного (строка 5, подчеркнуто) "соединительная линия" в "А" одной из первых упомянутых в томе надписей имеет четко выраженный наклон (хотя возможность простой опечатки здесь исключать нельзя и потребуется дополнительная проверка):


Аналогичный наклон можно наблюдать в надписях неоднократно, например здесь (примечательна также графика S):


и здесь (бустрофедон)


а также (под тем же номером):


(тот же наклон в "А", только уже - в записи справа налево)

14.2. Еще один случай указывает на чуткость к графике "Y" (сравните первую и третью надписи; здесь уже о возможных опечатках, как мне кажется, говорить не приходится):


Однако, как ни жаль, интересующая нас вариация "А" с v-образным язычком в данном томе не отражена. Будем искать в остальных томах...

15. Если обратиться к нумизматике, представленной в уже упоминавшемся ранее фотоальбоме "Паруса Эллады. Мореходство в античном мире" (СПб., 2010) то пока v-образный язычок обнаружить не удалось. В основном попадаются "А" с горизонтальной "соединительной линией":

Медный номинал (146-175 гг. СПб., Эрмитаж, Инв. ОН-А-ДГ-4454):


Еще один номинал (238-244 гг. СПб., Эрмитаж, Инв. ОН-А-ДГ-4454)


Тетрадрахма (229-221 гг. до н.э. СПб., Эрмитаж, Инв. ОН-А-ДГ-34140):


И еще несколько монет с четко определяемой графикой "А" в греческих легендах (по каталогу David R. Sear  "Greek Coins and their Values"):

SG7570


SG7571


SG7590


SG7631


(обратите внимание: в данном случае "соединительная линия" в "А" не горизонтальная, а наклонная)

SG7755


SG7834


SG7888


SG7922


SG 7955



16. Зато очень интересный материал дает каталог "Античные камеи в собрании Эрмитажа" (Л., 1988), подготовленный О.Я.Неверовым.

Например (вариант со смешением графики "А"):





(эта же самая камея описана во втором томе известного французского каталога: "Description des principales pierres gravées du cabinet de S.A.S. monseigneur le duc d'Orleans..." (1784): pl. 67):


(следует обратить внимание на то, что художник сумел, хотя и едва заметно, передать специфическую графику "А" во второй строке, отличающуюся от "А" начальной строки).

Еще одна камея из этого же каталога (единственный случай - с v-образным язычком):




И еще одна (оба случая - с v-образным язычком):




(описание этой камеи также имеется в упоминавшемся выше французском каталоге: pl. 68):


(в данном случае графика интересующих нас букв передана с предельно возможной точностью).

Ну и в качестве завершения путешествия по этому каталогу:




Как видно по примерам в п. 3, смешанные варианты графики "А" встречаются не только в монументальных надписях ( ранее мы отметили, что подавляющее большинство таких случаев приходится как раз на такого рода надписи), но и - в достаточном количестве - в "малых формах".

Приятных книгопутешествий!
Спасибо за внимание!

Продолжение следует...

эпиграфика, античность, нумизматика, клуб книгопутешествий

Previous post Next post
Up