В сети обнаружилась прелюбопытнейшая
коллекция древнерусских текстов (хотя, не исключаю и того, что кому-то она уже давно известна). Не просто текстов, а набранных соответствующим шрифтом и в буквальном соответствии самим памятникам (что, на мой слегка прищуренный взгляд, весьма полезно для целей первоначального знакомства с самими памятниками письменности - особенностями их чтения и спецификой воспроизведения самих текстов). В числе "наборных" памятников: Архангельское евангелие, Синайский патерик, Бычковская псалтирь, Евгеньевская псалтирь, Минеи Ягича, 13 слов Григория Богослова, Изборник 1073 г., Изборник 1076 г. и т.д.
Где бы, вы думали, они могли быть выложены? На сайте ГИМа или какого-нибудь другого крупного отечественного учреждения культуры? А вот и не угадали... Расположены они на сайте
Norwegian University of Science and technology...
Упомянут, правда, еще и
New Bulgarian University, а вот "отечественным производителем" в этой чудеснейшей коллекции даже и не пахнет (правда, по неподтвержденным сведениям, отечественные труженики как раз и набирали эти самые тексты, но не по отечественному заказу)...
С одной стороны, конечно, можно понять - глобализация, всё такое... Сделанное в одной стране становится доступным и востребованным в другой и т.д. С другой стороны, как ни странно, было бы приятнее видеть эту коллекцию на сайте МГУ или, хотя бы, академического Института славяноведения... (Для воспоминаний:
1,
2,
3,
4.)
А в целом, говоря об отечественной доступности памятников для исследовательских и образовательных целей, на память приходят только самые добрые слова в адрес
Свято-Троицкой Сергиевой лавры (для сравнения - если в сентябре 2010-го года на сайте Лавры были доступны ок. трёх тысяч рукописей, то на данный момент - декабрь 2012-го - уже более четырёх тысяч). Это, разумеется, совсем не значит, что нужно забыть об изумительнейших "
Древнерусских берестяных грамотах", замечательнейшем
Соборнике или других ресурсах, старающихся в меру сил поделиться доступными национальными сокровищами и приобщить желающих к основам отечественной письменной культуры, но в некотором смысле наводит на грустные размышления о том, что же всё-таки считать
национальным достоянием и кому и для чего оно нужнее...