Ресторанный ликбез

Mar 12, 2010 12:44

Одна моя знакомая заказала в кафе пиццу. Когда ее принесли, оказалось, что она острая и соленая. Что моей приятельнице было категорически противопоказано врачами. Приятельница началоа ругаться, почему ее не предупредили и пыталась отказаться от заказа. После очень грамотной ссылки на Правила работы общепита, с нее не только не взяли деньги за пиццу, но и дали бонус - бесплатное мороженое.

Пообщалс я с хорошими юристами, чтобы понять, что нам, клиентам ресторанов, можно, а что - нельзя. И вот, что выяснилось...


Заказ клиентом блюда в ресторане означает заключение договора об оказании услуг. Глава 39 ГК РФ предоставляет заказчику услуги право на односторонний отказ от нее. Однако данное право обусловлено необходимостью оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Иными словами, если заказанное блюдо уже начали готовить и нет иных клиентов, готовых сделать аналогичный заказ, то необходимо оплатить как стоимость расходов, понесенных рестораном на закупку использованных продуктов, так и стоимость работы повара. Определение размера фактически понесенных рестораном расходов в данном случае может определяться соглашением сторон.

Как законом "О защите прав потребителей" (ст. 10), так и подзаконными актами (п. 12 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания") установлен обязательный перечень информации о товарах (работах, услугах), который должен быть предоставлен потребителю.

Применительно к сфере услуг общественного питания установлено обязательное представление следующей информации: перечень услуг и условия их оказания; цены в рублях и условия оплаты услуг; фирменное наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов).

Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения определен Правительством РФ в Постановлении от 23.04.1997 № 481: отдельные биологически активные добавки к пище, пищевые добавки, в том числе красители, консерванты, пищевые продукты нетрадиционного состава. Следовательно, если в состав блюда входят названные вещества и продукты, то данная информация также должна быть доведена до клиента ресторана. Информация должна быть представлена в наглядной и доступной форме, которая бы обеспечивала возможность правильного выбора заказываемого блюда. Однако такая информация может содержаться не только в меню, но и в иных документах, а клиенту должна быть предоставлена возможность ознакомления с ними в зале обслуживания.

Отметим, что за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге (в том числе о калорийности и составе заказываемых блюд), органы Роспотребнадзора могут оштрафовать как должностных лиц ресторана на сумму от 500 до 1000 руб., так и а саму организацию - от 5000 до 10 000 руб. Следовательно, в случае отказа ресторана предоставить запрашиваемую информацию, клиент может обратиться за защитой своих прав в Роспотребнадзор.

Имеешь право

Previous post Next post
Up