О роли Пушкина в вопросах архитектуры-1. Усадьбы Гончаровых и Чернышевых

Sep 08, 2015 16:25

Вот, извините, не могу молчать. Как говорится, наболело.
О заслугах Александра "нашего всего" Сергеевича "солнца русской поэзии" Пушкина в области литературы, создания современного русского языка и прочия и прочия известно всем. Однако по итогам моего отпуска мне стала очевидна заслуга Пушкина в области архитектуры. Вернее, в ее сохранении. Если быть совсем точным, то одно только имя великого поэта порой оказывается решающим в том, что эта усадьба остается жить, восстанавливается, холится и лелеется, а соседняя - хиреет и разрушается.
Собственными глазами видел несколько примернов.
Пример первый - Ярополец.






Летопись села Ярополец началась в 1684 году, когда его пожаловали украинскому гетману Петру Дорошенко. После смерти гетмана имение было поделено между его сыновьями; в XVIII столетии северная часть была продана русским аристократам Чернышевым, а южная - Загряжским. Земли гетмана были настолько велики, что легко вместили в себя два роскошных имения.




Иван Александрович Загряжский, новый владелец Яропольца, гвардейский офицер, в 1770 году женился на богатой невесте, Александре Степановне Алексеевой. Загряжский с женой скучал, в имении бывать не любил, так что службу после свадьбы не оставил. В столице и там, куда посылали его полк, Загряжский предавался всем развлечениям, которые он мог себе позволить при положении офицера и при деньгах своей жены, лишь изредка навещая Ярополец и супругу, которая родила ему двоих детей и вела все хозяйство. В общем, Иван Александрович, мягко говоря, не хранил верность своей жене. В Дерпте он соблазнил Ульрику фон Поссе, дочь богатейшего барона фон Липгардта и жену барона Морица фон Пассе. Уговорил бежать и даже женился на ней по лютеранском обряду. А когда пришла пора возвращаться в Петербург, Загряжский отвез беременную Ульрику в Ярополец, к своей жене Александре Степановне, и предложил женщинам самим решать между собой, которая из них жена ему. А сам уехал в Петербург.
В итоге, Александра Степановна взялась опекать и утешать любовницу мужа. Ульрика родила девочку, которую окрестили Натальей. Александра добилась от мужа, чтобы девочку официально удочерили, и чтобы в правах она не отличалась от других детей Загряжского - от ее собственных детей! (Кстати, сама она родила Загряжскому после Ульрики еще двоих наследников.)




Шли годы, Наталья удачно вышла замуж за умного, искренне ее любившего, богатого и знатного Николая Гончарова. Ярополец достался Наталье Ивановне в качестве приданого, так что теперь он известен как Ярополец Гончаровых, а не Загряжских.




Наталья Ивановна слыла красавицей, и некоторое время была фрейлиной при царском дворе. А вот Николай Афанасьевич, с которым они поначалу жили счастливо, сошел с ума и спился, страдал припадками буйства... И на плечи Натальи Ивановны легли все заботы о хозяйстве и воспитании детей, что ожесточило ее характер- близкие запомнили ее тяжелым, малоприятным человеком.




Наталья Ивановна родила от Гончарова трех сыновей и трех дочерей. Две старшие девочки - Екатерина и Александра - были недурны собой, но младшая, Наталья, была поистине ослепительна. Все, кто знал Ульрику, говорили, что юная Натали - ее живой портрет…
Собственно, Наталья Николаевна, как известно, стала женой Александра Сергеевича Пушкина. И он приезжал к теще - в 1833 и 1834 годах. Александра Сергеевича в семействе никогда особо не любили, потому и был он в Яропольце всего два раза, и то проездом, с ночевкою...
Гончаровы продолжали владеть усадьбой до самой революции. Последней обитательницей имения была Елена Борисовна Гончарова (1864-1926 гг.), урождённая княжна Мещерская. Благодаря последней хозяйке в 1918 году усадьба была принята на государственный учет как памятник культуры. В 1928 году в главном здании усадьбы была реставрирована и Пушкинская комната. И хотя во время войны была уничтожена Пушкинская комната и внутреннее убранство дома, после войны все было отреставрировано и продолжало охраняться...




А вот соседняя усадьба - графов Чернышевых, которую в 1717 г. первый граф Чернышёв приобрел у наследников гетмана П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. В 1760-е гг. первый московский генерал-губернатор Захар Чернышёв принялся за обустройство в Яропольце своей загородной резиденции. Его племянница Наталья Петровна родила здесь сына Дмитрия, будущего московского градоначальника.




Родовое гнездо Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством. По заказам Чернышёвых работали скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Д. Решт, А. Триппель. Усадебный парк в Яропольце послужил образцом для многих других усадеб.
После заключения мира с турками в усадьбе побывала Екатерина II. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может», а согласно газете «Санкт-Петербургские ведомости» государыня высказалась в том духе, что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции.




В 1830 г. имение было объявлено выморочным, так как сын последнего владельца Захар был лишён права наследования из-за участия в восстании декабристов. По указу 1832 г. Ярополецкое поместье и титул графа Чернышёва переданы зятю - И. Г. Кругликову. От него усадьбы унаследовали дворяне Безобразовы. Дочь последнего владельца усадьбы, Ксения Чернышёва-Безобразова, состояла в браке с Рудольфом, младшим сыном последнего австрийского императора. До самой революции в усадьбе сохранялись в неприкосновенности мебель, скульптура и книги конца XVIII века.




А вот после Октябрьской революции усадьба была национализирована, предметы искусства были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря.




Во время Великой Отечественной войны залы дворца выгорели, провалилась кровля, парк пострадал от обстрела, парковые сооружения погибли, после чего ансамбль был заброшен. Карты и планы из собрания Чернышёвых-Кругликовых в настоящее время хранятся в запасниках Исторического музея; остальные же экспонаты погибли во время немецкой оккупации Нового Иерусалима.




Реставрация, предпринятая на исходе советского периода, подвигалась крайне медленно. В начале XXI века памятник находится в ведении Московского авиационного института и стремительно деградирует...




Родная земля, Путешествия

Previous post Next post
Up