"Моя задача - показать то, что подавляющее большинство россиян вживую никогда не видело"

Feb 19, 2015 14:35

Я тут пообщался с несколькими замечательными людьми - фотографами дикой природы. Лично мне было интересно.
Надеюсь, читателям моего бложка тоже понравится.
Повыкладываю.
И сначала - интервью с Сергеем Горшковым. (Его фото, к примеру, тут и тут.)

На фестивале «Первозданная Россия» фотограф Сергей Горшков представил серию своих работ «Плато Путорана», которые сделаны в рамках проекта «Русская Арктика». Само плато, расположенное на севере Красноярского края, - один из самых труднодоступных и малопосещаемых уголков России. Наверное, поэтому даже фотографий этого удивительно красивого места до сих пор было не так уж много.

- Большую часть этого года вы работали над проектом «Плато Путорана». И мне показалось, по крайней мере, что вы «изменили» своей любимой теме - медведям…
- Камчатка и ее обитатели - в моей памяти останется навечно, она научила меня многому и я благодарен ей. Но нельзя всю жизнь петь одну песню или играть на одном-единственном инструменте. К тому же, в последнее время на Камчатке стало довольно тесно - я не люблю толкаться с коллегами из-за места съемки. Я люблю свободу, люблю снимать там, где еще никто не снимал. Вот и решил семь лет назад, что надо идти дальше. Сейчас я снимаю совместно с Русским географическим обществом большой проект «Русская Арктика», задача проекта снять Арктику с востока до запада. Я снимал на Чукотке, острове Врангеля. В этом году начался следующий этап проекта «Русская Арктика» - «Дикий Мир плато Путорана и полуострова Таймыр». И уже с середины апреля я снимал плато Путорана (съемки на Таймыре запланированы на будущий год), буквально несколько дней назад вернулся оттуда. Первыми результаты этой экспедиции увидят посетители фестиваля «Первозданная Россия».
- Судя по вашему дневнику, главное с чем вам пришлось «воевать» была погода?
- Действительно, с погодой там всегда проблемы. В каждую экспедиция вносила коррективы. Например в мае я две недели не мог вылететь с озера Аян. Потом трижды из-за плохой погоды не мог попасть на Оран. Во время последней поездки на Аян погоды тоже не было. В итоге вместо двух недель мы там просидели в два раза больше: началась пурга. Это когда в нескольких метрах уже ничего не видно. Из избы выходишь только, чтобы занести дрова и воду. При этом мы понимали, что уже на днях наступит полярная ночь, когда вертолеты там не летают. Так что была опасность застрять аж до окончания полярной ночи. Так что мы уже пересчитывали запасы провизии и размышляли. Что будем делать при плохом сценарии.
Это вообще особенность плато Путорана - каждый раз отправляясь на съемку надо иметь кроме плана А еще и планы B,C и даже D. Очень часто на полпути тебя застигает непогода и надо спешно все менять. Например, в район реки Хибарды я пытался попасть несколько лет подряд - все безуспешно. Из-за погоды. И только в этом году один раз это удалось сделать.
- Это было самой большой удачей проекта?
- Самая большая удача - что проект осуществляется, и что я смог попасть и снимать на плато Путорана. Надо понимать, что это очень труднодоступное место, которое крайне редко вообще посещают. Там нет дорог, нет жилья. Это по-настоящему дикий мир. Именно поэтому природа там сохранилась в первозданной красоте.
- А какую вообще сверхзадачу вы ставили перед собой?
- На вручении грантов Русского географического общества президент Владимир Путин очень точно заметил: у нас есть огромное количество мест, которые надо открывать и показывать общественности. Представьте, 99% людей вообще не знают, где находится плато Путорана! Моя задача - показать то, что подавляющее большинство россиян вживую никогда не видело. Дать людям представление о той красоте родной страны, в которой мы живем.
- Были моменты, когда становилось страшно?
- Вообще-то, фотограф-натуралист должен выходить на съемку с четким пониманием того, что в дикой природе помощи извне не стоит ждать. Мы гости в этом мире и должны под него подстраиваться и не вторгаться и не оставлять следов своего прибывания.
А так… Были моменты, когда я ходил снимать горных баранов по краю каньона, и от звука обсыпающихся совсем рядом камней становилось не по себе. Были моменты, когда снимали на дне узкого каньона шириной всего метров в пятьдесят, когда рядом случился камнепад. И камни летели с километровой высоты…
- Зачем вы идете на такой риск?
- Знаете, бывает, сидишь где-нибудь на плато Путорана. Смотришь на пролетающий в небе самолет и думаешь, на фига это нужно, не лучше ли было бы в этом самом самолете в тепле и с комфортом лететь куда-нибудь в Таиланд? Но в том-то и дело, что мне интереснее не в Таиланде, не каком бы то ни было в городе, а что называется «в поле». Мне интереснее на плато Путорана, интересно снимать и показывать, то, что я отснял, - только это делает меня счастливым и ведет вперед…
- Как это пелось в песне журналистов «Трое суток шагать, трое суток не спать//Ради нескольких строчек в газете». У вас что на выходе?
- Из каждой поездки выбираю по несколько фотографий -может, всего две, может три. И эти фотографии - как звенья, которые все вместе должны сложиться в одну цепь и показать красоту плато Путорана. По окончанию проекта будет опубликован фотоальбом. Кроме этого будут множество выставок и презентаций по России и зарубежем.
- Уже знаете о своих дальнейших экспедициях?
- Весь следующий год уже расписан. Съемки начнутся в феврале. Очень хочу осуществить свою давнюю мечту и снять выход белых медведиц с медвежатами из берлоги на острове Врангеля, потом буду снимать миграцию северных оленей на плато Путорана, потом полуостров Таймыр, и так без остановки до декабря.
- Желаю, чтобы на все ваши замыслы вам хватило сил и повезло с погодой!

Досье.
Сергей Горшков - фотограф дикой природы России. За свои фотоработы удостоен престижных национальных и международных наград, в том числе дважды получал приз «Фотограф года» в России - в 2007 и 2011 годах. В 2007, 2009, 2012 и 2013 годах был лауреатом конкурса BBC Wildlife Photographer of the Year. Также становился лауреатом конкурсов в Италии и Франции.
На I Фестивале «Первозданная Россия» Сергей Горшков представлял совместный проект с Русским Географическим обществом «Русская Арктика».

Журфак, Такая работа

Previous post Next post
Up