Мировые СМИ следят за ловлей шведами мифической русской подводной лодки... а между тем сегодня годовщина трагедии на ТОФе - 21 октября 1981 года дизель-электрическая подводная лодка С-178 проекта 613В затонула на глубине 32 метра не дойдя 10 минут до поворота в бухту Золотой рог.
[21 октября 1981 года, вечер, ПЛ С-178] 21 октября 1981 года, вечер, ПЛ С-178. Возвращающаяся в базу после отработки задач боевой подготовки подводная лодка С-178 входила из Уссурийского залива в пролив «Босфор восточный». Двое суток она упорно проходила тесты по замеру шумности. Соскучившиеся по чистому небу над головой и свежему воздуху офицеры, мичманы, матросы, только что отужинав, собрались на ходовом мостике и в ограждении боевой рубки. Погода была тихой и ясной, настроение радостным и оживленным. Курили, шутили, делились планами на будущий отдых, любовались раскинувшимся на сопках, призывно влекущим светом в окнах домов прекрасным городом, где их любили и ждали. До поворота на вход в бухту «Золотой рог» оставалось 10 минут. - Центральный, акустик - донеслось из «Каштана» - слышу шум винтов по пеленгу 290, на дистанции 11 кабельтов. Пеленг не меняется, дистанция сокращается. - Добро, - ответил командир лодки приняв доклад, однако, по видимому посчитав его не существенным и продолжил прослушивание хоть и старых, но ещё достаточно смешных анекдотов в исполнении боцмана. Всех собравшихся на верху заставил смолкнуть испуганный, и от того крикливый доклад матроса-сигнальщика вахтенному офицеру: «Цель слева шестьдесят, дистанция пол-кабельтова, быстро идёт на нас!». Люди в ограждении боевой рубки опешили. Единственное, что успел сделать командир подводной лодки, это дать команду: «Право на борт! Сигнальщику осветить встречное судно!» Команда мгновенно была исполнена, но времени на расхождение уже не было. Командир электромеханической боевой части, единственный, успевший за долю секунды оценить ситуацию, прыгнул в рубочный люк. Прыгнул, потому что понял: будет столкновение. Дальше была катастрофа.
21 октября 1981 года, вечер, Рефрижератор №-13. Транспортный рефрижератор ледового класса «С-4» с бортовым номером 13, водоизмещением 5000 тонн, идущий средним ходом, сливаясь своими ходовыми огнями с огнями берега и потому своевременно не замеченный ни вахтенным офицером, ни сигнальщиком, въехал своим форштевнем в левый борт подводной лодки в районе 4 отсека. Удар был страшным. Лодку, протараненную и подмятую многократно превосходящим её по тоннажу надводным судном, швырнуло на правый борт. Носовая оконечность её вздыбилась над водой, а корма со скрежетом ушла под корпус идущего рефрижиратора. Это продолжалось секунд десять, наконец кормовая оконечность вырвалась из под корпуса надводного судна на поверхность воды, но, получившая огромную пробоину в прочном корпусе, подводная лодка, продержавшись на плаву ещё секунд пятнадцать исчезла под водой, теперь уже полностью. Сверху от нее осталось лишь медленно разрастающееся, переливающееся в лучах палубного освещения рефрижератора всеми цветами радуги, пятно солярки. 11 человек находившихся на верху, буквально вытряхнуло из ограждения рубки и бросило в темную, холодную осеннюю воду. Сразу же после того, как транспортный рефрижератор вышел из бухты «Золотой рог», его капитан передал управление судном старшему помощнику и спустился с ходовой рубки к себе в каюту. Выходить из оперативной зоны судно должно было рекомендованными курсами, в соответствии с заблаговременно сделанной предварительной прокладкой. Однако, толи решив сэкономить время, толи по каким-то иным причинам, старший помощник дал команду на руль следовать через полигон боевой подготовки кораблей Тихоокеанского Флота. Через полигон, по которому, непозволительно расслабившись, возвращалась в базу С-178. Рулевой заметил справа по курсу чьи-то ходовые огни, вахтенный оператор на радиолокационной станции так же доложил старшему помощнику, что видит на экране станции засветку цели, что пеленг на неё не меняется а дистанция сокращается, стало быть возможно столкновение. Старший помощник прекрасно знал, что если встречное судно справа и пеленг не меняется, то ему необходимо изменить курс для безопасного расхождения. Об этом чётко и недвусмысленно говорят Международные правила предупреждения столкновения судов. Старший помощник транспортного рефрижератора прекрасно знал, но, никаких мер для безопасного расхождения не предпринял. Рефрижератор подбросило как телегу на кочке, люди в ходовой рубке попадали. Секунд через 10-15 в ходовую рубку вбежал полуодетый капитан. Не слова не говоря он схватил микрофон громкоговорящей связи и вызвал ПЭЖ. Ответил старший механик. - Стармех! Немедленно пошли людей осмотреть корпус! - Дал команду капитан, а затем, обращаясь к старшему помощнику. - Доложите, что случилось! Старший помощник стоял, молчал и испуганно хлопал глазами. Наконец самообладание к нему вернулось, и он доложил: «По-видимому, столкнулись с траулером» - С каким траулером! Откуда он взялся! Вахтенный РЛС цели были? - Была одна, я докладывал старшему помощнику, - ответил вахтенный. - А где она сейчас!? - взвизгнул капитан. - Сейчас её нет, она слилась с нами, - дрожащим голосом доложил вахтенный РЛС. - Да вы в своём уме! - закричал капитан, - слилась с нами, значит утонула! - Ходовая, стармех! - послышалось из громкоговорящей связи. - Капитан на связи. - Тут мои мотористы говорят, что мы на подводную лодку наехали! - сообщил старший механик. - Они на шкафуте курили, когда это произошло. Лодка скрылась под водой. А ещё они говорят, что с неё люди за борт попадали! - Старпом! Человек за бортом! Спасательную шлюпку правого борта на воду! - Дал команды капитан. Транспортный рефрижератор по инерции прошел ещё с полмили, развернулся, и только после этого с него была спущена спасательная шлюпка и включены прожектора для осмотра водной поверхности. Минут через 50 она в ночной темноте нашла и подобрала с поверхности воды оставшихся в живых семерых из одиннадцати плававших подводников, в том числе командира подводной лодки. Найти оставшихся четверых так и не смогли. - Почему не отвернули? Что это было? - вопрошал, подбегая к поднятой на борт шлюпке со спасенными подводниками, капитан рефрижератора. - Это была подводная лодка, - ответил командир подводной лодки, вдруг с пронизывающей ясностью осознав, что командир он уже бывший. - А что теперь делать? Что делать? - Дайте оповещение Оперативному дежурному Флота о том, что сегодня в 19 часов 37 минут Вы, протаранив, утопили подводную лодку ВМФ С-178, пусть он немедленно играет тревогу силам поисково-спасательного обеспечения. Командир искренне надеялся, что его лодка жива, что его экипаж выйдет и из этой передряги без потерь и победителем.
21 октября 1981 года, 19.37, ПЛ С-178 3-й отсек. Из нокаута, полученного после удара о переборку в кают-компании, ничего не понимающего в происходящем старшего помощника командира подводной лодки вывел сигнал аварийной тревоги и льющаяся откуда-то прямо на голову вода. Прошла секунда, и старпом оказался в Центральном посту. Громкоговорящая система связи «каштан» не работала. Непрерывно звонил аварийный телефон. - Центральный, пятый, - неслось по связи, - поступление воды в пятый отсек через разошедшийся стык в верхней части переборки шестого отсека! - Центральный, седьмой. Значительное поступление воды через деформированный переборочный люк! - Центральный, второй. В отсеке пожар! Горит батарейный автомат и кабельные линии! - Центральный, первый. В первом по местам аварийной тревоги, поступлений воды не обнаружено, аварийное освещение, «Каштан» не работают. Дизеля молчали. Аварийное освещение отсутствовало. В тусклом, призрачном свете от светящихся циферблатов приборов старпом скорее ощутил, чем увидел с шумом льющийся по паёлам со стороны четвертого отсека поток воды. На глубиномере 10 метров, дифферент на корму и глубина медленно увеличивается. «Лодка тонет!» - Пронеслось в мозгу. И как реакция из груди вырвалась команда: - Продуть цистерны главного балласта! Оба мотора полный вперед! Рули на всплытие! Рев ворвавшегося в цистерны главного балласта сжатого воздуха оповестил, что команда исполнена, подводная лодка вздрогнула, начала сильнее задирать вверх носовую оконечность, однако глубина продолжала увеличиваться. Ход вперед дать не удалось, от замыкания в электрической цепи вырубило защитные автоматы. - Продуть уравнительную! Продуть цистерну замещения! И вновь рев воздуха в цистернах, а глубина уже 20. Лодку тряхнуло взрывом. Старпом переключил тумблер аварийного телефона на четвертый отсек и лихорадочно закрутил ручку вызова: «Четвертый, Центральному!?». Однако в ответ слышно было лишь потрескивание динамика. «Четвертый, Центральному!? Шестой, Центральному!?»… Старпом понял, что в четвертом затоплена и взорвалась аккумуляторная яма. И вновь толчок. На глубиномере 30 метров. Легли на грунт, отметил краем сознания старпом, продолжая вызывать четвертый отсек. - Их уже нет, - услышал он хриплый голос из-за спины. Рядом с ним сидел на корточках, держась рукой за грудь, начальник штаба бригады. - Протаранил нас кто-то, в прочном корпусе наверняка дыра. Из докладов видно, что где-то в районе с четвертого отсека по шестой. Пожалуй, самим нам уже не всплыть. Ты, старпом, борьбу за живучесть лодки наладь и возглавь! Из Центрального нам идти некуда, во втором отсеке пожар, горит батарейный автомат, электрики его уже тушат. А я тут посижу немного, оклемаюсь, уж больно сердце прихватило. А вода всё пёрла и пёрла мощным потоком из щелей между крышкой и деформированным комингсом люка ведущего в четвертый отсек, буруном из порванного трубопровода вентиляции. Ошалелые от испуга матросы застыли у люка второго отсека, даже не пытаясь бороться за живучесть. Они бы уже давно сбежали во второй, но там было ещё страшнее, там был едкий удушливый дым, там такие же как и они матросы-электрики во главе с командиром электротехнической группы отчаянно боролись с огнем, пеной сбивая пламя с горящего батарейного автомата и кабельных трасс. - Заразы! - зарычал взбешённый старпом. - Разобрать аварийный инструмент! Заделать течь! Будете стоять на месте, сдохнем все! Отборный флотский мат, оплеухи и пинки вывели матросов из состояния ступора, и работа закипела. Нашлись аварийные клинья, пакля, раздвижной упор. Поступление воды из люка четвертого отсека почти устранили, однако к пробоине, находившейся в трубопроводе вентиляции, подобраться не удалось из-за сплетения трубопроводов. Вода продолжала поступать. Из второго отсека доложили, что пожар ликвидирован. Включив телефон на циркуляр, старпом дал команду: «Отдать носовой и кормовой спасательные буи! Включить МГС-29!». - Механик! Что делать будем? - Окликнул он скрытого в темноте отсека командира электромеханической боевой части. - У нас осталось только дать ВВД в отсек, тогда поступление воды если не прекратится, то уменьшится, - отозвался механик. - А воздуха у нас хватит!? - Осталось половина командирской группы баллонов, должно хватить, - ответил механик. - Ну, тогда давай! Механик, оставив матросов возиться с герметизацией трубопровода вентиляции, на ощупь нашел клапан подачи воздуха высокого давления в отсек. Открыл. Медленно давление в третьем, втором и первом отсеках сравнялось с забортным, на этом имеемый, на лодке запас ВВД иссяк. Поступление воды в отсек уменьшилось, но не прекратилось. И никакие попытки моряков остановить его ни к чему не приводили. Поняв тщетность этого поступка, старпом объявил по телефону всем, кто был на связи, что командный пункт переносится в первый отсек и, подняв скрючившегося на пайолах от боли в сердце начальника штаба, дал команду личному составу третьего отсека перейти во второй. Взглянул на часы: они показывали 19 часов 58 минут, с момента аварии прошла двадцать одна минута. На переборке нервно задребезжал аварийный телефон: - Центральный, седьмому! Центральный седьмому! - Слушает Центральный! - Выдернув трубку из гнезда прокричал старпом. - Центральный, я седьмой! Из пятого отсека передали, что в отсеке шесть человек. Отсек топит. Вода дошла до крышек дизелей. Остановить ее поступление они не могут, воздушная подушка уходит. Запрашивают что делать? - Передайте в пятый, продолжать борьбу с поступлением воды. Подготовить к использованию спасательное снаряжение! - Дал команду старпом. Сказал и застонал от боли и досады. Как им спастись? Ведь путь к спасению из пятого отсека лежит либо через затопленный четвертый в третий отсек, а там, наверх, через боевую рубку. Причем открыть дверь из пятого в четвертый они не смогут из-за разности в давлении. Либо через седьмой, но шестой ведь наверняка затоплен! Из него вода поступает в седьмой! Седьмой отрепетовал команду в пятый, и через минуту передал старпому ответ находившихся там матросов: «Спасательное снаряжение затоплено под правым дизелем. Достать не можем. Продолжаем борьбу с поступлением воды». Старпом завыл. Ему стало больно и гнусно. Такой боли, за всю свою двадцатисемилетнюю жизнь, он не переживал ни разу. Там, в отрезанном от всех, затопленном на четыре пятых своего объёма пятом, его 18-20 летним матросам осталось 5-10 минут жизни. Его пацаны, его матросы сейчас погибнут! И он, старший помощник командира подводной лодки, сидит здесь, в Центральном Посту, не в силах ничем помочь, не в силах что-либо изменить. Из оцепенения старпома вывел аварийный телефон. Седьмой отсек репетовал доклад из пятого: «Сидим на крышках дизелей. Аварийный телефон заливает. Прощайте, товарищи! Не поминайте …». И связь с пятым отсеком оборвалась навсегда. В Центральном наступила жуткая, давящая тишина, нарушаемая лишь бульканьем воды, да иногда потрескиванием корпуса. - Старпом! Войди в меридиан! - Донеслось до сознания после сильного толчка в плечо. - Слезами горю не поможешь, а ответственности за жизнь оставшихся в живых членов экипажа подводной лодки с тебя никто не снимал! Над старпомом возвышался начальник штаба бригады. - Иди, пересчитай комплекты спасательного снаряжения, распиши людей на смены: кому отдыхать, кому работать. Распредели обязанности по обеспечению самостоятельного выхода на поверхность. Народ необходимо занять, чтобы в головах гнусные мысли не бродили! И вообще! Хватит хныкать, как барышня! Вперед, работать! Кто здесь старпом? Я или ты! Старпом поднялся. «Ладно, - подумал он, - здесь в носовых отсеках я как-нибудь разберусь, а вот что делать морякам в седьмом? Надо быстрей решать, ведь и аварийный телефон может скиснуть. Это и так чудо великое, что он до сих пор работает». - Седьмой старпому,- позвал он в микрофон. - Седьмой на связи,- раздалось из динамика. - Доложите обстановку в отсеке! - Идет медленное поступление воды в отсек через систему вентиляции. Вода на 20 сантиметров не достает до нижней части комингса переборочного люка, аварийное освещение не работает. - Доложите наличие аварийных запасов и спасательного снаряжения! - Снаряжение есть на всех четверых и два комплекта запасных, из провизии есть тушенка и говяжьи языки, всего пять банок и шесть булок спиртового хлеба, пресной воды в бачке литра три. - Хорошо, приготовьте спасательное снаряжение к использованию, приготовьте входной люк для самостоятельного выхода методом затопления отсека. Не забудьте растянуть тубус! Будете выходить самостоятельно. О готовности к выходу доложите. Если пропадёт связь, выходите сами по готовности. Однако, доклада старший помощник так и не дождался. Аварийный телефон скис. Минут пятнадцать старпом крутил ручку вызова и кричал в безмолвную телефонную трубку. Но седьмой не отзывался. Третий отсек топило интенсивно, прошел лишь час после аварии, а вода уже вплотную подобралась к комингсу переходного люка второго отсека. Старпом осмотрелся, личный состав отсека уже перешел во второй, забрав с собой все средства регенерации, спасательное снаряжение, пресную воду. Старпом сомневался. Он понимал, что оставляя третий отсек, он снижает шансы на самостоятельное спасение оставшегося экипажа, ведь именно из этого отсека можно было шлюзоваться наружу в спасательном снаряжении через боевую рубку. Однако, он понимал и другое. Он понимал, что выход из третьего отсека возможен только методом его затопления, кроме того, выходить на поверхность сейчас, равносильно самоубийству. Наверху уже стемнело, впереди ночь. В таких условиях вряд ли кто-то заметит плавающего на поверхности воды подводника, а восьми часов плавания в осенней воде вполне достаточно для смерти от переохлаждения. Дождаться утра следующих суток, не оставляя отсека, не даст поступающая вода. Кроме того, беглый осмотр показывал, что спасательного снаряжения на всех не хватит, а это значит, что нужно ждать подхода спасателей и просить подать в лодку дополнительные комплекты. Это значит надо ждать. Старпом решительно шагнул во второй отсек и задраил за собой люк. Отныне и без того весьма ограниченное жизненное пространство отсеков для 26 человек уменьшилось на треть.21 октября 1981 года, вечер, ПЛ С-178. Возвращающаяся в базу после отработки задач боевой подготовки подводная лодка С-178 входила из Уссурийского залива в пролив «Босфор восточный». Двое суток она упорно проходила тесты по замеру шумности. Соскучившиеся по чистому небу над головой и свежему воздуху офицеры, мичманы, матросы, только что отужинав, собрались на ходовом мостике и в ограждении боевой рубки. Погода была тихой и ясной, настроение радостным и оживленным. Курили, шутили, делились планами на будущий отдых, любовались раскинувшимся на сопках, призывно влекущим светом в окнах домов прекрасным городом, где их любили и ждали. До поворота на вход в бухту «Золотой рог» оставалось 10 минут. - Центральный, акустик - донеслось из «Каштана» - слышу шум винтов по пеленгу 290, на дистанции 11 кабельтов. Пеленг не меняется, дистанция сокращается. - Добро, - ответил командир лодки приняв доклад, однако, по видимому посчитав его не существенным и продолжил прослушивание хоть и старых, но ещё достаточно смешных анекдотов в исполнении боцмана. Всех собравшихся на верху заставил смолкнуть испуганный, и от того крикливый доклад матроса-сигнальщика вахтенному офицеру: «Цель слева шестьдесят, дистанция пол-кабельтова, быстро идёт на нас!». Люди в ограждении боевой рубки опешили. Единственное, что успел сделать командир подводной лодки, это дать команду: «Право на борт! Сигнальщику осветить встречное судно!» Команда мгновенно была исполнена, но времени на расхождение уже не было. Командир электромеханической боевой части, единственный, успевший за долю секунды оценить ситуацию, прыгнул в рубочный люк. Прыгнул, потому что понял: будет столкновение. Дальше была катастрофа.
21 октября 1981 года, вечер, Рефрижератор №-13. Транспортный рефрижератор ледового класса «С-4» с бортовым номером 13, водоизмещением 5000 тонн, идущий средним ходом, сливаясь своими ходовыми огнями с огнями берега и потому своевременно не замеченный ни вахтенным офицером, ни сигнальщиком, въехал своим форштевнем в левый борт подводной лодки в районе 4 отсека. Удар был страшным. Лодку, протараненную и подмятую многократно превосходящим её по тоннажу надводным судном, швырнуло на правый борт. Носовая оконечность её вздыбилась над водой, а корма со скрежетом ушла под корпус идущего рефрижиратора. Это продолжалось секунд десять, наконец кормовая оконечность вырвалась из под корпуса надводного судна на поверхность воды, но, получившая огромную пробоину в прочном корпусе, подводная лодка, продержавшись на плаву ещё секунд пятнадцать исчезла под водой, теперь уже полностью. Сверху от нее осталось лишь медленно разрастающееся, переливающееся в лучах палубного освещения рефрижератора всеми цветами радуги, пятно солярки. 11 человек находившихся на верху, буквально вытряхнуло из ограждения рубки и бросило в темную, холодную осеннюю воду. Сразу же после того, как транспортный рефрижератор вышел из бухты «Золотой рог», его капитан передал управление судном старшему помощнику и спустился с ходовой рубки к себе в каюту. Выходить из оперативной зоны судно должно было рекомендованными курсами, в соответствии с заблаговременно сделанной предварительной прокладкой. Однако, толи решив сэкономить время, толи по каким-то иным причинам, старший помощник дал команду на руль следовать через полигон боевой подготовки кораблей Тихоокеанского Флота. Через полигон, по которому, непозволительно расслабившись, возвращалась в базу С-178. Рулевой заметил справа по курсу чьи-то ходовые огни, вахтенный оператор на радиолокационной станции так же доложил старшему помощнику, что видит на экране станции засветку цели, что пеленг на неё не меняется а дистанция сокращается, стало быть возможно столкновение. Старший помощник прекрасно знал, что если встречное судно справа и пеленг не меняется, то ему необходимо изменить курс для безопасного расхождения. Об этом чётко и недвусмысленно говорят Международные правила предупреждения столкновения судов. Старший помощник транспортного рефрижератора прекрасно знал, но, никаких мер для безопасного расхождения не предпринял. Рефрижератор подбросило как телегу на кочке, люди в ходовой рубке попадали. Секунд через 10-15 в ходовую рубку вбежал полуодетый капитан. Не слова не говоря он схватил микрофон громкоговорящей связи и вызвал ПЭЖ. Ответил старший механик. - Стармех! Немедленно пошли людей осмотреть корпус! - Дал команду капитан, а затем, обращаясь к старшему помощнику. - Доложите, что случилось! Старший помощник стоял, молчал и испуганно хлопал глазами. Наконец самообладание к нему вернулось, и он доложил: «По-видимому, столкнулись с траулером» - С каким траулером! Откуда он взялся! Вахтенный РЛС цели были? - Была одна, я докладывал старшему помощнику, - ответил вахтенный. - А где она сейчас!? - взвизгнул капитан. - Сейчас её нет, она слилась с нами, - дрожащим голосом доложил вахтенный РЛС. - Да вы в своём уме! - закричал капитан, - слилась с нами, значит утонула! - Ходовая, стармех! - послышалось из громкоговорящей связи. - Капитан на связи. - Тут мои мотористы говорят, что мы на подводную лодку наехали! - сообщил старший механик. - Они на шкафуте курили, когда это произошло. Лодка скрылась под водой. А ещё они говорят, что с неё люди за борт попадали! - Старпом! Человек за бортом! Спасательную шлюпку правого борта на воду! - Дал команды капитан. Транспортный рефрижератор по инерции прошел ещё с полмили, развернулся, и только после этого с него была спущена спасательная шлюпка и включены прожектора для осмотра водной поверхности. Минут через 50 она в ночной темноте нашла и подобрала с поверхности воды оставшихся в живых семерых из одиннадцати плававших подводников, в том числе командира подводной лодки. Найти оставшихся четверых так и не смогли. - Почему не отвернули? Что это было? - вопрошал, подбегая к поднятой на борт шлюпке со спасенными подводниками, капитан рефрижератора. - Это была подводная лодка, - ответил командир подводной лодки, вдруг с пронизывающей ясностью осознав, что командир он уже бывший. - А что теперь делать? Что делать? - Дайте оповещение Оперативному дежурному Флота о том, что сегодня в 19 часов 37 минут Вы, протаранив, утопили подводную лодку ВМФ С-178, пусть он немедленно играет тревогу силам поисково-спасательного обеспечения. Командир искренне надеялся, что его лодка жива, что его экипаж выйдет и из этой передряги без потерь и победителем.
21 октября 1981 года, 19.37, ПЛ С-178 3-й отсек. Из нокаута, полученного после удара о переборку в кают-компании, ничего не понимающего в происходящем старшего помощника командира подводной лодки вывел сигнал аварийной тревоги и льющаяся откуда-то прямо на голову вода. Прошла секунда, и старпом оказался в Центральном посту. Громкоговорящая система связи «каштан» не работала. Непрерывно звонил аварийный телефон. - Центральный, пятый, - неслось по связи, - поступление воды в пятый отсек через разошедшийся стык в верхней части переборки шестого отсека! - Центральный, седьмой. Значительное поступление воды через деформированный переборочный люк! - Центральный, второй. В отсеке пожар! Горит батарейный автомат и кабельные линии! - Центральный, первый. В первом по местам аварийной тревоги, поступлений воды не обнаружено, аварийное освещение, «Каштан» не работают. Дизеля молчали. Аварийное освещение отсутствовало. В тусклом, призрачном свете от светящихся циферблатов приборов старпом скорее ощутил, чем увидел с шумом льющийся по паёлам со стороны четвертого отсека поток воды. На глубиномере 10 метров, дифферент на корму и глубина медленно увеличивается. «Лодка тонет!» - Пронеслось в мозгу. И как реакция из груди вырвалась команда: - Продуть цистерны главного балласта! Оба мотора полный вперед! Рули на всплытие! Рев ворвавшегося в цистерны главного балласта сжатого воздуха оповестил, что команда исполнена, подводная лодка вздрогнула, начала сильнее задирать вверх носовую оконечность, однако глубина продолжала увеличиваться. Ход вперед дать не удалось, от замыкания в электрической цепи вырубило защитные автоматы. - Продуть уравнительную! Продуть цистерну замещения! И вновь рев воздуха в цистернах, а глубина уже 20. Лодку тряхнуло взрывом. Старпом переключил тумблер аварийного телефона на четвертый отсек и лихорадочно закрутил ручку вызова: «Четвертый, Центральному!?». Однако в ответ слышно было лишь потрескивание динамика. «Четвертый, Центральному!? Шестой, Центральному!?»… Старпом понял, что в четвертом затоплена и взорвалась аккумуляторная яма. И вновь толчок. На глубиномере 30 метров. Легли на грунт, отметил краем сознания старпом, продолжая вызывать четвертый отсек. - Их уже нет, - услышал он хриплый голос из-за спины. Рядом с ним сидел на корточках, держась рукой за грудь, начальник штаба бригады. - Протаранил нас кто-то, в прочном корпусе наверняка дыра. Из докладов видно, что где-то в районе с четвертого отсека по шестой. Пожалуй, самим нам уже не всплыть. Ты, старпом, борьбу за живучесть лодки наладь и возглавь! Из Центрального нам идти некуда, во втором отсеке пожар, горит батарейный автомат, электрики его уже тушат. А я тут посижу немного, оклемаюсь, уж больно сердце прихватило. А вода всё пёрла и пёрла мощным потоком из щелей между крышкой и деформированным комингсом люка ведущего в четвертый отсек, буруном из порванного трубопровода вентиляции. Ошалелые от испуга матросы застыли у люка второго отсека, даже не пытаясь бороться за живучесть. Они бы уже давно сбежали во второй, но там было ещё страшнее, там был едкий удушливый дым, там такие же как и они матросы-электрики во главе с командиром электротехнической группы отчаянно боролись с огнем, пеной сбивая пламя с горящего батарейного автомата и кабельных трасс. - Заразы! - зарычал взбешённый старпом. - Разобрать аварийный инструмент! Заделать течь! Будете стоять на месте, сдохнем все! Отборный флотский мат, оплеухи и пинки вывели матросов из состояния ступора, и работа закипела. Нашлись аварийные клинья, пакля, раздвижной упор. Поступление воды из люка четвертого отсека почти устранили, однако к пробоине, находившейся в трубопроводе вентиляции, подобраться не удалось из-за сплетения трубопроводов. Вода продолжала поступать. Из второго отсека доложили, что пожар ликвидирован. Включив телефон на циркуляр, старпом дал команду: «Отдать носовой и кормовой спасательные буи! Включить МГС-29!». - Механик! Что делать будем? - Окликнул он скрытого в темноте отсека командира электромеханической боевой части. - У нас осталось только дать ВВД в отсек, тогда поступление воды если не прекратится, то уменьшится, - отозвался механик. - А воздуха у нас хватит!? - Осталось половина командирской группы баллонов, должно хватить, - ответил механик. - Ну, тогда давай! Механик, оставив матросов возиться с герметизацией трубопровода вентиляции, на ощупь нашел клапан подачи воздуха высокого давления в отсек. Открыл. Медленно давление в третьем, втором и первом отсеках сравнялось с забортным, на этом имеемый, на лодке запас ВВД иссяк. Поступление воды в отсек уменьшилось, но не прекратилось. И никакие попытки моряков остановить его ни к чему не приводили. Поняв тщетность этого поступка, старпом объявил по телефону всем, кто был на связи, что командный пункт переносится в первый отсек и, подняв скрючившегося на пайолах от боли в сердце начальника штаба, дал команду личному составу третьего отсека перейти во второй. Взглянул на часы: они показывали 19 часов 58 минут, с момента аварии прошла двадцать одна минута. На переборке нервно задребезжал аварийный телефон: - Центральный, седьмому! Центральный седьмому! - Слушает Центральный! - Выдернув трубку из гнезда прокричал старпом. - Центральный, я седьмой! Из пятого отсека передали, что в отсеке шесть человек. Отсек топит. Вода дошла до крышек дизелей. Остановить ее поступление они не могут, воздушная подушка уходит. Запрашивают что делать? - Передайте в пятый, продолжать борьбу с поступлением воды. Подготовить к использованию спасательное снаряжение! - Дал команду старпом. Сказал и застонал от боли и досады. Как им спастись? Ведь путь к спасению из пятого отсека лежит либо через затопленный четвертый в третий отсек, а там, наверх, через боевую рубку. Причем открыть дверь из пятого в четвертый они не смогут из-за разности в давлении. Либо через седьмой, но шестой ведь наверняка затоплен! Из него вода поступает в седьмой! Седьмой отрепетовал команду в пятый, и через минуту передал старпому ответ находившихся там матросов: «Спасательное снаряжение затоплено под правым дизелем. Достать не можем. Продолжаем борьбу с поступлением воды». Старпом завыл. Ему стало больно и гнусно. Такой боли, за всю свою двадцатисемилетнюю жизнь, он не переживал ни разу. Там, в отрезанном от всех, затопленном на четыре пятых своего объёма пятом, его 18-20 летним матросам осталось 5-10 минут жизни. Его пацаны, его матросы сейчас погибнут! И он, старший помощник командира подводной лодки, сидит здесь, в Центральном Посту, не в силах ничем помочь, не в силах что-либо изменить. Из оцепенения старпома вывел аварийный телефон. Седьмой отсек репетовал доклад из пятого: «Сидим на крышках дизелей. Аварийный телефон заливает. Прощайте, товарищи! Не поминайте …». И связь с пятым отсеком оборвалась навсегда. В Центральном наступила жуткая, давящая тишина, нарушаемая лишь бульканьем воды, да иногда потрескиванием корпуса. - Старпом! Войди в меридиан! - Донеслось до сознания после сильного толчка в плечо. - Слезами горю не поможешь, а ответственности за жизнь оставшихся в живых членов экипажа подводной лодки с тебя никто не снимал! Над старпомом возвышался начальник штаба бригады. - Иди, пересчитай комплекты спасательного снаряжения, распиши людей на смены: кому отдыхать, кому работать. Распредели обязанности по обеспечению самостоятельного выхода на поверхность. Народ необходимо занять, чтобы в головах гнусные мысли не бродили! И вообще! Хватит хныкать, как барышня! Вперед, работать! Кто здесь старпом? Я или ты! Старпом поднялся. «Ладно, - подумал он, - здесь в носовых отсеках я как-нибудь разберусь, а вот что делать морякам в седьмом? Надо быстрей решать, ведь и аварийный телефон может скиснуть. Это и так чудо великое, что он до сих пор работает». - Седьмой старпому,- позвал он в микрофон. - Седьмой на связи,- раздалось из динамика. - Доложите обстановку в отсеке! - Идет медленное поступление воды в отсек через систему вентиляции. Вода на 20 сантиметров не достает до нижней части комингса переборочного люка, аварийное освещение не работает. - Доложите наличие аварийных запасов и спасательного снаряжения! - Снаряжение есть на всех четверых и два комплекта запасных, из провизии есть тушенка и говяжьи языки, всего пять банок и шесть булок спиртового хлеба, пресной воды в бачке литра три. - Хорошо, приготовьте спасательное снаряжение к использованию, приготовьте входной люк для самостоятельного выхода методом затопления отсека. Не забудьте растянуть тубус! Будете выходить самостоятельно. О готовности к выходу доложите. Если пропадёт связь, выходите сами по готовности. Однако, доклада старший помощник так и не дождался. Аварийный телефон скис. Минут пятнадцать старпом крутил ручку вызова и кричал в безмолвную телефонную трубку. Но седьмой не отзывался. Третий отсек топило интенсивно, прошел лишь час после аварии, а вода уже вплотную подобралась к комингсу переходного люка второго отсека. Старпом осмотрелся, личный состав отсека уже перешел во второй, забрав с собой все средства регенерации, спасательное снаряжение, пресную воду. Старпом сомневался. Он понимал, что оставляя третий отсек, он снижает шансы на самостоятельное спасение оставшегося экипажа, ведь именно из этого отсека можно было шлюзоваться наружу в спасательном снаряжении через боевую рубку. Однако, он понимал и другое. Он понимал, что выход из третьего отсека возможен только методом его затопления, кроме того, выходить на поверхность сейчас, равносильно самоубийству. Наверху уже стемнело, впереди ночь. В таких условиях вряд ли кто-то заметит плавающего на поверхности воды подводника, а восьми часов плавания в осенней воде вполне достаточно для смерти от переохлаждения. Дождаться утра следующих суток, не оставляя отсека, не даст поступающая вода. Кроме того, беглый осмотр показывал, что спасательного снаряжения на всех не хватит, а это значит, что нужно ждать подхода спасателей и просить подать в лодку дополнительные комплекты. Это значит надо ждать. Старпом решительно шагнул во второй отсек и задраил за собой люк. Отныне и без того весьма ограниченное жизненное пространство отсеков для 26 человек уменьшилось на треть...