Таможенники топят за пошлины, находят аргументы вроде защиты внутреннего рынка, увеличения занятости и пополнения бюджета, кое будто бы должно произойти в результате их работы по взиманию пошлин.
Так ли это в действительности? Разберем пример с «почему Ростсельмаш не переносит производство тракторов из Канады в Россию»,
https://babkin-k.livejournal.com/182898.html Взяв оттуда один рисунок 3.
Рисунок 3. Анализ возможности переноса производства тракторов из Канады в Россию по укрупненным статьям, $ млн.
Это значит было. Теперь накинем пошлину в РФ на две статьи: «затраты на материалы и комплектующие» и на общую выручку ($404.5 млн на рисунке 3) - т.е. неподкупные таможенники защищают внутренний рынок, отчего все цены на нем (на сырье, комплектующие и на готовую продукцию) растут на величину пошлины. Вопросы 1. Какие должны быть пошлины, чтобы выйти на нулевую прибыль в РФ? 2. Какие пошлины надо, чтобы прибыль была больше канадской? 3. При адекватном уровне пошлины 10%, какой будет прибыль тракторного завода? 4. Считая прочие затраты постоянными, а все материалы и комплектующие импортными, какой уровень пошлин нужен, чтобы сделать экспорт нерентабельным?
Ответы. 1. При 20% пошлины прибыль будет $1.94 млн. т.е. чуть больше ноля. При 18.3% процентах будет 0.
2. При 32% пошлины прибыль будет $16.1 млн т.е. примерно канадской.
3. При 10% пошлин убыток будет -$9.88 млн.
4. Экспорт из РФ, по рис. 3, и так нерентабелен. Экспорт из Канады будет нерентабельным, если правительство Канады установит ввозную пошлину выше 5.7% на комплектующие, материалы и прочее.
Выводы: 1. Небольшие пошлины не сделают промышленность прибыльной. Чтобы она вдруг стала прибыльной, как в Канаде, в РФ нужны астрономические 32% пошлин.
2. Даже небольшие пошлины способны сделать полностью бессмысленным экспорт. Достаточно накинуть 6% ввозных пошлин на сырье и комплектующие, и прибыльное предприятие становится убыточным.