Театр на Васильевском поставил анти-антрепризу по Рэю Куни

Sep 13, 2015 10:04





Александр Удальцов, Михаил Николаев. Сцена из сп. «Чисто семейное дело»
Премьеру спектакля «Чисто семейное дело» в театре на Васильевском сыграли под занавес юбилейного, 25-го, сезона. Поэтому де-факто большинство восторгов об этой постановке перейдут на нынешнюю осень и на только-только начавшийся новый годичный цикл петербургской театральной жизни.

Я смотрел «Чисто семейное дело» дважды - на предпремьерном прогоне и после сдачи спектакля, уже как часть актуального репертуара театра. Впечатления от первого раза - кошмар и ужас. Километры головоломно сложного текста. Беготня и перманентное вываливание из окна 11 персонажей, перемежающееся откровенным беннихилльством с кружевным переодеванием.

После второго впечатления поменялись на ровно противоположные. Очень сложная, но стройная, «мускулистая» сценическая история. Отменный вкус и аккуратность во всех моментах, в которых обычный антрепризный проект гарантированно скатился бы в убожество натужной скабрезности. Изумительная игра актеров. Да, это балаганная драматургия сэра Рэя Куни. И при этом - ни разу не антреприза. Впрочем, театральная осень еще не наступила, а я уже что-то продуцирую восторги. Похоже, пора к кастелянше.

Таки что действительно важно в новой работе василеостровцев? Несколько моментов.



Наталья Лыжина. Сцена из сп. «Чисто семейное дело»
«Все ради Лесика…»

Во-первых, в «Чисто семейном деле» большая и этапная роль актрисы Натальи Лыжиной (Джейн). Главный женский персонаж получился закаленным жизненными обстоятельствами до гранитной прочности и при всем при этом - совершенно незащищенным и абсолютно хрупким. Складывается такое впечатление, что стихия самого сложного драматического сюжета - трагифарса - для Н. Лыжиной абсолютно комфортна и не вызывает никаких профессиональных сложностей или напрягов.
На «новую Лыжину» надо обязательно посмотреть. Это театральное событие не только для постоянных зрителей театра.

«Врать - так врать, Хьюберт!»
Во-вторых, «Чисто семейное дело» - это третья за один сезон (!) интересная работа актера Михаила Николаева (Хьюберт Бонни).

После суперконцентрированного Штрюдера («Глазами клоуна»), после застенчивого и по-чеховски акварельного, бестелесного надворного советника Подколесина («Женитьба») появляется совсем уже филигранный, анти-антрепризный Хьюберт. В том смысле, что по всем исходным данным ну без вариантов «потешный» персонаж (не худой, доверчивый, наивный и открытый людям) сыгран подчеркнуто анти-антрепризно. Над Хьюбертом Бони некогда потешаться, о чем вы!  В первые пять минут понимаешь, кто тут на равных с главным героем (Дэвид Мортимер / Сергей Агафонов) тянет пупоразвязывающую лямку трагикомического сюжета.

Продуктивность и успешность М. Николаева в сезоне 2014-15 гг., понятное дело, подвигает пересматривать его более ранние работы - микроскопического и при этом фонтанирующего цирковыми «штуками» Фердыщенко («Идиотъ миф») или хулиганского, запредельно смеябельного помещика Ломова («Водевили»).
Но важнее, все-таки, не диковинное для наших мест обилие в одном сезоне хитовых работ одного актера. Актерский успех М. Николаева воспринимаешь уже как безусловность, как само собой разумеющееся дело, как по-другому и быть не может. И вот это ощущение уверенности, что в театре есть актер, который в любом драматурге сыграет новое, свое и доселе невиданное - по нынешним прохладным временам оно дорогого стоит.

«Но у меня нет его истории болезни!»
В-третьих, «Чисто семейное дело» - первая «взрослая» работа интересной актрисы Оксаны Цыберенко (Кастелянша), ранее почему-то занятой только в постановках для маловозрастных театралов. Поскольку я на детские утренники как-то уже не очень, после первого просмотра «Чисто семейного дела» был в полной уверенности, что в труппе театра еще одно, новое и ценное актерское приобретение.

Наконец, в-четвертых и в-главных, театр на Васильевском сумел создать безоговорочный кассовый хит, не вступая в театральное… В театральное… Как бы это сказать? А! Не вступая на - на кривую дорожку антрепризной безвкусицы. Последний до этого момента «бест оф зе бест» театра, «Русское варенье» по пьесе Л. Улицкой, датируется осенью 2007-го и принадлежит совершенно иной эпохе истории театра на Васильевском - к счастью, окончательно и бесповоротно закончившейся с приходом нового главрежа Владимира Туманова.

Оригинал взят у nekul29 в Театр на Васильевском поставил анти-антрепризу по Рэю Куни

театр, санкт-петербург, театральная премьера, санкт петербург, театры петербурга

Previous post Next post
Up