Если называть вещи своими именами, то автогигант General Motors сейчас спасается бегством из России, прихватив с собой еще недавно популярные масс-марки Chevrolet и Opel. Американцы закрывают свой завод в Санкт-Петербурге на неопределенный срок, увольняют сотрудников и фактически отдают свою рыночную долю (пусть и стремительно сокращающуюся) другим, более хладнокровным автопроизводителям.
Оставшиеся иностранные автоконцерны тоже пока не жируют - терпят огромные убытки. Что ждет российский авторынок в перспективе и стоит ли ожидать ухода из России других автогигантов,
DW рассказал Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer), автоэксперт и профессор Университета Дуйсбург-Эссен.
- Opel принял решение закрыть свой завод в России в конце 2015 года. Какова, на ваш взгляд, основная причина столь радикального решения - отсутствие перспектив марки Opel на российском рынке или слабость автомобильного рынка России?
- Российский автомобильный рынок сейчас - это просто катастрофа. Никто не имеет представления, как он будет развиваться в дальнейшем. Поэтому Opel полностью решил свернуть свою деятельность в России на некоторое время. Но и другие автоконцерны приостановили свое производство - например, Nissan. В целом, на российском авторынке в данный момент едва ли возможно работать.
- Значит ли это, что зарубежные автоконцерны неверно оценили Россию?
- Кризис на российском автомобильном рынке очень глубок. Продажи упали более чем на 40 %. Это коснулось не только Opel. Поэтому все периодически приостанавливают работу на своих заводах. Российский рынок на коленях. Это плохо для России, для автомобильной индустрии и для Европы.
- Должны ли конкуренты Opel радоваться или, скорее, насторожиться? Могут ли из России уйти и другие автомобильные бренды?
- Другие производители автомобилей также находятся в очень затруднительном положении в России. Они отнюдь не рады решению Opel и с беспокойством наблюдают за развитием ситуации. Как будут обстоять у них дела в дальнейшем, зависит от того, как будет развиваться кризис в России. Разумеется, Opel вернется в Россию, однако пока совершенно непонятно, когда российский рынок оправится, потому и нет точной даты возвращения Opel.
- Можно ли сказать, что это везение, что Opel не был продан Сбербанку, как могло произойти в 2009 году?
- Идея General Motors была в том, чтобы за счет Opel занять более уверенную позицию на рынке. Сейчас это уже сделать невозможно. У компании Ford тоже значительные убытки в России. У Volkswagen - значительные убытки! У Renault и Nissan - тоже значительные потери! Политики должны, наконец, найти решение, иначе Россию ждет деиндустриализация. И ЕС тоже пострадает от этого.
- Учитывая ослабленный рубль, не кажется ли вам, что у западных автопроизводителей становится меньше шансов в борьбе с более дешевой продукцией китайских конкурентов?
- Китайские автомобилестроители тоже столкнулись с большими проблемами на российском рынке. Никто в автоиндустрии не доволен тем, что происходит в России - все терпят убытки.
- У многих западных автоконцернов есть свои заводы в России, но автозапчастей они в России почти не производят. Может ли это стать для них приговором?
- Не думаю. Сейчас куда важнее максимально снизить убытки, потому что рынок продолжает падение. Эксперты исходят из того, что российский авторынок сократится, как минимум, на 50 %. А учитывая обесценивание рубля, то, что продается, в том числе запчасти, не самоокупается. Происходящее сейчас на авторынке России - настоящая трагедия производителей и поставщиков автомобилей.
- Как вы оцениваете перспективы российского рынка?
- Три-четыре года назад мы говорили о том, что рынки стран БРИКС ожидает большое будущее. Россия тогда считалась важной составляющей европейского автомобильного рынка. Мы оценивали потенциал российского рынка в 5 млн. автомобилей в год, речь также шла о развитии промышленности. Однако в этом году будет продано менее двух млн., скажем, полтора.
- Является ли эта ситуация шансом для российской автомобильной индустрии - например, АвтоВАЗа?
- Российские производители тоже пострадали от кризиса. Раньше у них были большие производственные мощности, а теперь продается меньше автомобилей. В результате они несут еще большие убытки, чем прежде.