Дорогие сердцу вещи

Jan 16, 2014 12:06

В 20-е годы 20-го века дедушка Павел Степанович был студентом Военно-Медицинской академии г. Ленинграда. В СССР вроде бы как была разруха, но молодому студенту дали комнату в семейном общежитии и стипендию, достаточную для содержания неработающей жены и ребёнка (т.е. моих бабушки и мамы). Мама вспоминала, что няня (была ж ещё и няня!) водила её гулять к памятнику Крылову. «Пойдём к дедушке Крылову, там хороший песочек и лавочки», из чего следует, что общежитие находилось неподалёку. Питерцы, наверное, знают это место.

Справедливости ради надо сказать, что представители тогдашней власти выгнали старшую бабушкину сестру Екатерину с семью детьми («мал-мала-меньше», как рассказывала бабушка) зимой вон из собственного дома. Выгнали, как «чуждый элемент», т.к. Катя была замужем за столбовым дворянином Бархатовым. Все остались живы и даже не заболели, сердобольные соседи разобрали их по своим домам, не убоявшись возможных репрессий. Впоследствии столбовой дворянин Бархатов тихенько отработал много лет обычным бухгалтером, и умер в ясной памяти в возрасте 97 лет.

Ну и вот. А крестьянский сын Павел Степанович тем временем учился на врача. К моему большому сожалению, значительную часть учебников и пособий мама раздала непонятно каким «нуждающимся». Мне думается, это были просто ловкие люди, охотники за букинистическими книгами.
Но кое-что мне удалось спасти.

Два тома под одной обложкой. Меж страниц сохранились записи лекций дедушкиной рукой.




Третий том - отдельной книгой.




Справочник карманного формата.
Первый и третий тома развалились на отдельные тетрадки, а второй ничего, держится.




Оказывается, раньше диплом назывался «удостоверение», а гос. экзамены - гос. испытаниями.
Аббревиатуры СССР и РККА писались через точки.
А предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки» употреблялись не только с дательным, но и с родительным падежом.
И печать была тиснёная, а не чернильная.




Полный курс медицинских наук в Академии был таков:




Физиологию в то время там читал академик Павлов.

Специализация у дедушки была «венеролог-дерматолог». Мама рассказывала, что раньше врачей готовили ну, универсальных, что ли… И роды принять, если что, и уши полечить, и шанкры там разные прижечь.

По семейным преданиям, одну из практик дедушке пришлось проходить в тогдашней Монголии. Заболевшего старичка, который никогда в жизни не мылся, молодой врач приказал вымыть. Нагрели воды в корыте, мыло-мочалка (или щелок\лыко?), вымыли, удалив многолетний слой кожного жира, слущенного эпителия и грязи. А старичок как-то сразу мёрзнуть начал, потом закашлял, потом воспаление лёгких, ну и того… Антибиотиков тогда не было, не изобрели ещё.

Разрешённые лекарственные средства умещались вот в такой книжечке




Адреналин, акрихин, аспирин, веронал, инсулин, иодоформ, камфора, кодеин чистый (ого!), люминал, морфин солянокислый (ещё раз ого!), новокаин, паста Лассара, ртуть, салол. Всего 236 разрешённых и продающихся медикаментов. Негусто.
Помимо этого - лекарственные растения, сыворотки и вакцины.

Не знаю, насколько сейчас используются лизаты - продукты распада органов и тканей, но в то время лечение ими было популярно.
Препараты готовились из кусков животных.
( "Сударыня, я пришью Вам яичники обезьяны. - Боже мой, доктор, неужели обезьяны?" (с)).




Без рекламы и в то время не обходились.




А что хранится в докторском чемоданчике, покажу в следующий раз.




антресольные раскопки, былоэ, семья, архивчик

Previous post Next post
Up