Телефонный звонок:
- Лена, вы знаете, как «щипать сосну»?
- Знаю.
- А сумеете показать?
- Да. Только сейчас не на чем показывать. Приросты у сосны ещё очень маленькие, если они вообще есть.
- А когда они будут, эти приросты?
- В конце мая-начале июня, думаю, щипать лучше всего.
- Понятно.
Незадолго до съемок еду на дачу. И, поскольку я гиперответственна - перед отъездом хожу по участку, пытаясь найти реквизит. Нужно агрессивное растение для высадки в ограничивающий контейнер - вот щёточка побегов фаляриса, его и выкопаю. И агрессивен, и подарить не жалко.
Далее - культурное растение, среди которого поселился одуванчик. Хоста ланцетолистная? Не, обойдутся. Она практически коллекционная. Вот безродный флокс, его можно приспособить. Стоп! А где одуванчики? На дворе начало мая, одуванчики только показываются. Жёлтеньких цветочков ждать ещё дней десять, а то и больше. Но, может, в городе уже есть? А как же быть с увядшим одуванчиком?.. Ведь после укола гербицидом должно пройти некоторое время, обработанный сорняк скукоживается и погибает, значит вид растения должен быть высохший. Выдираю самый большой одуван и выкладываю на солнце. Пусть вялится. Не забыть бы его - реквизит, всё-таки.
Все нужные для съемки единицы выписаны на бумажку, с которой я слоняюсь по своим соткам.
Гейхера “Palace Purple” - на ней можно показать деление травянистого многолетника. Выкопаю, так и быть сэкономлю деньги продюсера. У меня этих Palac-ов, как у дурака фантиков. Когда-то вырастила из семян, а теперь они вымахали, что твои лошади. Местное население, т.е. соседи, в подарок такие не берут - «они же не цветут». Ага. А ещё они в пищу не годятся. Ну и ладно - вместо помойки поедут к продюсеру на дачу, где и находится съемочная площадка.
- Алло, Света? Там есть ведро без дна?
- А зачем?
- Это контейнер, в который будем высаживать растение.
- Нууу… не знаю… Есть, наверное.
В день съёмки ровно в 10-00 чёрная «Волга» ждёт у подъезда. Водитель аккуратно раскладывает реквизитные растения в багажнике. Режиссёр, помреж и оператор приедут на другой машине. Пока они задерживаются, я гуляю по садовому товариществу, разглядывая весенние цветы. «Грустно, девицы» - бедновато у вас с цветочками. Только на одном участке ухоженные цветники - ранние тюльпаны, свежая листва ирисов, хохлатки, пушкинии, огромные колокольчики инкарвиллеи. Стою, любуюсь.
- Алло, Лена?
- Да, я.
- Здравствуйте, это режиссёр.
- Здравствуйте.
- Мы немного задержимся на рынке. Покупаем реквизит. Вот здесь написано «кора для мульчирования». А этого нет в продаже. Что нам покупать?
«Осссподи, да я-то откуда знаю».
- Есть там что-либо похожее? Щепа, например?
- Ну, мы поищем, спасибо.
Иду на съемочную площадку. Дом-коттедж - все удобства. Дом мне кажется, очень красивым, участок - так себе. Огромный пруд, газон с одиноким деревцем, мощение. Посреди мощения круглая клумба с розами. У входа немного хвойных, девичий виноград. Под огородные грядки и фруктовые деревья приспособлено место за забором.
Ну, наконец-то! Из миниавтобуса вываливается съемочная группа с камерой, продуктами, растениями, и прочими сумками. Знакомимся. Режиссёр Юра - симпатичный и общительный парень, помреж Лиля - милая, дружелюбная да и вообще красотка, оператор - очень молод и невозмутим, прям жуть, какой серьёзный.
Первым делом… Что? Какая съемка? Пожрать первым делом. Помреж Лиля спешит на кухню.
Режиссёр Юра вручает мне пачку сценариев. За едой я перелистываю их и пытаюсь усвоить - о чём же всё-таки придётся говорить. Ну вот, «щипка сосны»!
- Юра, я же говорила, что сосну ещё рано прищипывать. Что делать-то?
- Да ладно, Лен. Пощиплешь, что есть. Что-нибудь же там отросло?
- А вот мне интересно - где мы возьмём одуванчик? Я что-то в округе не вижу цветущих, а желательно с цветочком.
- Чай попьём и поедем на поле. Там и выкопаем.
- А я сомневаюсь, что мы выкопаем то, что нужно.
- Ну, что выросло, то и выкопаем.
- А где отравленный одуванчик? Его тоже нужно будет показать.
- Эээ-э-э... Отравленный? А действительно… Дык нету.
- А у меня есть, - торжествующе говорю я. - Только он недостаточно высох. Может, его на сковородке посушить?
- Да ладно! И так сойдёт.
Ну, сойдёт, так сойдёт. Халтура.
Поевши, оговариваем всяческие тонкости - с какого эпизода начнём, что лучше говорить, как вертеть головой и прочее. Например, не появится ли в кадре, оборони Создатель, какая-нибудь надпись-название? На чём надпись? Да на чём угодно - хоть на реквизите, хоть на собственной одежде. Ну, буквы на футболке типа «И лове уои» - это можно, а вот «Адидас», «Найк» или там «Макдоналдс» какой - вот это никак нет. И «Торговый дом Кристи» и «Лада-Калина» тоже нельзя. Также табу на употребление коммерческих наименований препаратов. Ну, например, названия «Раундап» или «Лонтрел» произносить запрещено, нужно называть препарат просто гербицид. Все бутылочки или коробочки с надписями глухо заклеиваются серебристым непрозрачным скотчем. Да! Слово скотч тоже запрещено. «Удаляем остатки скотча с картона» - нет, так нельзя. Скотч - это типа брендовое название, его нужно заменять на словосочетание «липкая лента».
Каждый эпизод снимается трижды: общий план, крупный план и «говорящая голова», т.е. моя голова, произносящая нужный текст.
Начинаем с высадки саженца розы. Часто перед высадкой розу замачивают. Юра приносит ведро с водой. Топим розу и делаем вид, что роза всю ночь провела в воде. Мне объяснили, что смотреть нужно на красную лампочку объектива, глазом в сторону не косить, и вообще, вести себя как можно естественнее. Фраза-спаситель: «Вот таким вот образом» - это на случай, когда все слова из головы вылетают, а останавливаться нежелательно. Режиссёр Юра подсказывает, в какую сторону лучше поворачиваться и куда тыкать пальцами. Сам он становится неподалёку с огромным листом белого пенопласта, чтобы подсвечивать меня вместо софита. Его лицо сбоку веселит и отвлекает меня невероятно - я то смеюсь не вовремя, то «веду глазом» в его сторону, что запрещено, то забываю текст. Юра прячет голову за листом пенопласта, я, наконец, немного осваиваюсь, и съемка входит в нужное русло. Розу извлекаю из ведра и начинаю объяснять, как подготовить растение к посадке. Внутри круглой розовой клумбы находим место для ковыряния ямки. Дальше съемка идёт в этой клумбе. Стоп, снято!
А теперь - крупный план. Роза извлекается из почвы, прополаскивается и помещается в ведро. Ямку совместными усилиями закапываем обратно. В общем, надо сделать вид, что съемка только началась. Во время крупного плана говорить текст необязательно. Но можно. И я рассказываю оператору, что очень полезно посаженное растение посолить, полить грязной водой из лужи и сказать волшебные слова «крекс, пекс, фекс». Юра смеётся, ему можно, а вот оператор - закалённый. Даже рука не дрогнула. Стоп, снято!
Теперь третья часть, заключительная - «говорящая голова». Говорить нужно правильный текст, без шуток и приколов, конечно. Производить действия не надо, но следует обязательно изображать, что эти действия производятся. Как? Да очень просто. При словах «нужно достать розу из воды…» - посмотреть в сторону правой руки и слегка нагнуться, типа на самом деле достаёшь. «Секатором обрезать повреждённые корни…» - почикать в воздухе несуществующим секатором. В одну точку не смотреть, глазами вращать то на камеру, то на руки, в которых какбэ находится роза. Можно закончить любимой фразой: «Вот таким вот образом». Нет, ещё надо добавить что-нибудь жизнеутверждающее: «И роза будет радовать вас прекрасными цветами всё лето!». Ффух! Стоп, снято!
Ну и - продолжение, естественно, следует.
Окончание Что-то нажала, неуч я тёмный, и коменты мои пропали. Ну, впредь буду учёная - нефиг ручками чмыкать где ни попадя.