Фильм недели: "Хроникам Нарнии" вернули целомудренность

Dec 22, 2010 02:32

В третьей части "Хроник Нарнии", "Покорителе зари", экранизация британского сказочника Клайва Льюиса наконец обретает свое чистое звучание, перекликаясь прежде всего с невинными сказками Алана Милна.

Во время Второй мировой войны обыкновенный британский мальчик Эдмунд, известный в узких кругах как король Нарнии, прикидывается 18-летним, пытаясь записаться в армию. Его сестра Люси, провозглашенная по секрету нарнийской королевой, тоже пытается казаться старше, с завистью смотря на молодых девушек.

Мир для них как-то потерял смысл: старшие Питер и Сьюзен уже выросли, чтобы путешествовать в Нарнию, кроме того, война внесла свои поправки и Эдмунд с Люси вынуждены жить у родственников, с младшим кузеном Юстэсом- коллекционером мертвых насекомых, прагматиком и просто редкой сволочью.

Дублированный трейлер фильма "Хроники Нарнии: Покоритель Зари", в котором героям предстоит отправиться в путешествие на край света Источник Страница LB

Во время одной из стычек с этим маленьким гаденышем картина с морским пейзажем, висящая на стене в спальне, начинает водоточить, затопляя за пару минут всю комнату. В следующий миг под торжественную музыку все трое выныривают уже близ ладьи принца Каспиана, бесстрашно бороздящего нарнийские водные просторы с говорящей крысой, прямоходящим быком и другими членами команды. На этот раз королю и королеве Нарнии предстоит сплавать на край света, спасти семь пожилых лордов и победить морское чудище.

Чтение у камина

После "Принца Каспиана", который за счет жеманных мальчиков и обилия батальных сцен с доспехами и мечами, старался втиснуться где-то между "Властелином колец" и "Сумерками", "Покоритель зари" создает ощущение домашнего уюта. Третья часть "Нарнии" выглядит именно той сказкой, которую в прежние времена дети читали в гостиных, лежа у камина. Будто в подтверждение этого финальные титры фильма идут на фоне классических иллюстраций Паулины Бэйнс, выполненных в послевоенное время.

Книжная обложка третьей части "Нарнии" "Покоритель зари, или Плавание на край света". Иллюстрация выполнена известной британской художницей Паулиной Бэйнс, известной также по иллюстрациям к книгам Толкиена Источник blogspot.com

Можно сказать, что с третьей серии "Нарния" наконец обрела то звучание, в котором должна была распеваться еще с первой части. Чистокровный британец Майкл Эптид, сменивший в режиссерском кресле новозеландца Эндрю Адамсона (снявшего до "Нарнии" первых двух "Шреков"), под корень вырубил слащавость и неуместный юмор, которым ранее пытались осовременить целомудренное семикнижие. Возможно, постановка Эптида выглядит чересчур патетично, но по крайней мере это соответствует букве Льюиса.

Изгнание из Эдема

Смысл всех семи книг британского сказочника состоит в бесхитростной идее рассказать, что представляет из себя прощание с детством. По Льюису этот процесс трагичен и подобен изгнанию из Эдема, с коим легко может быть сравнима Нарния (в книгах Льюиса вообще немало христианских аллюзий). Опыт этот неминуем и, судя по слезам расстающихся с Нарнией, они больше горюют об утраченном детстве, нежели радуются прелестям юношества.

До 16, не старше Цикл "Хроники Нарнии", написанный Клайвом Стэйплзом Льюисом в 1950-х годах, состоит из семи частей. Первая книга из серии "Лев, колдунья и платяной шкаф" была издана в 1950 году. В ней идет речь о молодом поколении Певенси- двух братьях и двух сестрах, которые отправляются в волшебную страну Нарнию, сотворенную львом Асланом, как и христианская Вселенная, из слова создателя. Это далеко не единственная параллель мифического мира Льюиса с христианской традицией. Впрочем, главная особенность мира Нарнии заключается в том, что только дети с незамутненным сознанием могут проникнуть туда. Поэтому в "Последней битве", заключительной части "Хроник", Сьюзен уже закрыта дорога в Нарнию, поскольку теперь молодая девушка "более не заинтересована ни в чем, кроме помады, чулок и приглашений". Другая британская сказочница, Джоан Роулинг, высказывалась по этому поводу так: "Наступает момент, когда Сьюзен, которая стала взрослой девочкой, уже потеряна для Нарнии, потому что она заинтересовалась помадой. Она стала неверующей, потому что открыла для себя вопросы пола, и мне это совершенно не нравится".

Мораль создателя Нарнии, льва Аслана, разумеется, с современной точки зрения, смешна и неуместна, особенно когда он голосом мощи Юрия Левитана просит Люси не завидовать красоте старших девиц. Но говорится это прямо и от сердца и производит впечатление не меньшее, чем объявления "от советского информбюро".

В этой непорочной искренности и заключена суть всей Нарнии и самого Аслана, похожего при всем величии, как это ни странно, скорее на Винни Пуха, чем на Дамблдора из "Поттера"- как и сама книжка "Покоритель зари", которая прежде всего стоит рядом со сказками Алана Милна, чем с тем же "Поттером", хотя вроде бы все внешние признаки пытаются говорить об обратном.

фильм, неделя

Up