Потрясающие карикатуры на Ярославль образца конца 1920-х от Франца Весели.

Oct 31, 2013 17:52

Оригинал взят у yanlev в Потрясающие карикатуры на Ярославль образца конца 1920-х от Франца Весели.
Некоторое время назад мне попалась потрясающая карикатура на Красный Перекоп, которая очень точно отражает не только географическую составляющую района, но и социально-экономический срез той эпохи:



Это улица Стачек. Слева - клуб, справа - обезглавленная церковь Андрея Критского, где находится столовая, далее лабаз, "белый" корпус, собственно фабрика с башней, левее её корпуса и Рабочий Парк. Детали проработаны очень тщательно.

Корпуса даны в разрезе. Там пьют, дерутся, дебошат, и блюют из окон - хороший срез той жизни.

Предвосхищая вопросы, мне удалось установить дату и предназначение карикатуры - это 1929 год, предназначалась для газеты "Северный Рабочий". Да, тогда еще можно было...

Корпуса в разрезе крупнее:



Недавно вновь обнаружил эту карикатуру у себя в архивах, и заинтересовался - есть ли еще подобные? Ответ - ЕСТЬ!



Передо мной открылся целый мир Ярославля конца 1920-х, не парадного, не официального, а бытового, в мелких деталях, выполненных с юмором.

Давайте же посмотрим.

Центр города, 1928-1930



Крупнее детали:







Многое и так понятно, но позволю обратить внимание на те моменты, которые бросились в глаза мне.

1. Гостиница "Ярославль" еще не построена, на ее месте здание бывшего чайного магазина, превращенного в "Центрспирт", в него стоит гигантская очередь, огибающая ныне снесенную "Кокуевку", очередь уходит на улицу Максимова и сворачивает дальше на Андропова. Она символически тянется мимо "Культурной чайной", расположенной в Кокуевке.

2. Кафе "Европа" еще не надстроено третьим этажом

3. Демидовский столп еще не снесен

4. В Знаменской башне в арке сидят чистильщики обуви

5. Пожарный на каланче на Красной площади хлещет из горла.

Перечислять можно долго, но по всем карикатурам четко прослеживается одна нить - все кругом бухают и деградируют, школы и спорт в запустении, чайные и библиотеки пустуют. Знакомые впечатления, не так ли?

Автор сконцентрировал своё внимание на пороках общества, на его низком моральном облике:



И последняя карикатура из этой серии - "Вокзал", 1929 год:



А если точнее, отправление поезда "Ярославль - Иваново" с Московского вокзала.

Узнаются характерные дома на Московском проспекте, сохранившееся и поныне (особенно здание с куполами).

Детали:







О последнем стоит подробнее. В 1929 года была создана Ивановская Промышленная Область, просуществовала до 1936 года, когда была поделена на Ивановскую и Ярославскую область.

Так вышло, что некогда заштатный город Иваново, промышленно-люмпенский город, стал столицей региона, а бывший губернский Ярославль - "административно-хозяйственной единицей" в составе этого самого региона. Естественно, ярославская интеллигенция, да и вообще ярославцы, сильно рефлексировали по этому поводу, пример - эта карикатура.

По традиционной неофициальной версии, это было "местью" консервативному, купеческо-дворянскому Ярославлю за мятеж 1918 года.

Детали вокзальной атмосферы смотрите сами - на стадионе дерутся, Нардом (прообраз будущих Домов Культуры) заколочен, бани почти развалились, все кругом пьют, поезд до Иваново переполнен - теперь вся чиновническая ярославская жизнь завязана на этот город.

Ну и под занавес несколько слов об авторе, благодаря которому мы и можем погрузиться в ярославский мир конца 20-х, выполненный столько оригинальным образом.

[i]Весели Франц Иосифович (Игнатьевич) (Иванович) (1891-1938(?), художник.

Родился в 1891 году. Австриец. Сын рабочего. Учился в Вене, окончил Австрийскую академию художеств. Участвовал в Первой мировой войне. Попал в плен. Остался в России. С 1918 года жил в Ярославле.

Состоял членом Ярославского коллектива художников ИЗО. Рисовал карикатуры для различных газет. С 1922 работал художником в газете "Северный рабочий". Член оргкомитета Ярославского филиала Ивановского областного Союза советских художников (1933-1934). В 1937 году уехал из Ярославля в связи с начавшимися репрессиями.

По воспоминаниям коллег из газеты «Северный рабочий» был арестован, будто бы, выпущен на свободу и в скором времени скончался. Участник выставок в Будапеште (1911-1913), областных выставок в Ярославле и Иванове.

Персональные выставки в Ярославле (1933). Политические и бытовые сатирические рисунки художника для периодических изданий и плакатов отличают изобретательность и лаконизм в сочинении и исполнении сюжетов. Именно его рисунки на протяжении 15 лет определяли характер газеты "Северный рабочий". Творческое наследие художника было сохранено Ярославским художественным музеем, где и находится в настоящее время.[/i]

Ну класс же, класс, да?
Previous post
Up