Блеск и нищета конспирологии

Feb 09, 2013 17:04

В предыдущем посте был затронут вопрос о теориях заговора ( Read more... )

thoughts

Leave a comment

Мне представляется, что ті подменил понятия в исходном alkor_ February 10 2013, 18:12:05 UTC
А для чего собственно предназначен твой коммент?

А для чего вообще предназнаены комменты? Или чтобы выразить согласие с комментируемым утвержением, или чтобы выразить несогласие, или чтобы внести исправления, дополнения... Я, как нетрудно убедиться, выражаю несоглесие.

Это апология теории заговора?

Не-а ;) Я в данном случае не апологет, а адвокат.

Многое о чем ты пишешь, соответствует моему: "Какие доводы бы мы не приводили, сторонники конспирологии могут сказать что заговор настолько хорошо скрыт, что мы его не можем вычислить. "
Также некоторые твои концепции соответствуют гипотезе "могущественных существ".
Это пост не предназначен доказать что заговора нет, ибо это принципиально недоказуемо.
Я просто хотел обратить внимания, что теория не подверждается в рамках научного метода и принципиально нефальсифицирования.

Соответственно, я хотел обратить твоё внимание на то, что у тебя это не получилось ;) И не получилось прежде всего оттого, что в процессе построения сквоего доказательства ты прибег к подмене понятий, сделал неочевидные допущения, и получил на выходе доказательство безупречное, но непонятно чего.

Долгое время наука, к примеру, вполне довольствовалась геоцентрической моделью Солнечной системы. Всё там было хорошо, но сложно -- эпициклы, дифференты... Пришёл некий каноник по фамилии Коперник (вон его бюст у меня на книжном шкафу стоит) и сочинил, что Земля и все остальные планеты вращаются вокруг неподвижно закреплённого в центер Вселенной Солнца. По круговым орбитам. В данных наблюдения были несоответствия, но Коперник их для ясности замял.Коперник умер, а неясности так и не замялись: они были обусловлены тем, что орбиты у небесных тел не круговые, а эллиптические. Погрешности росли, а доверие к гелиоцентрической модели, соответственно, в научном мире падало. В конце концов пришёл Кеплер, придумал свои эллиптические орбиты, и всё сразу заверте. Хотя отдельные астрономы (Галилей, например), эллипсов так и не приняли: положено было, чтобы орбиты были только круговыми -- и точка.

Проблема в том, что такие вот догматические постулирования сводят на нет все преимущества научного метода.

Представь, к примеру, что ты прилетел в составе научной экспедиции на Ганимед, и тебе поручено исследовать поведенческие реакции тамошних форм жизни. В твоём распоряжении есть стандартный набор -- лабиринты, рефлексы и всё такое. Ты их применяешь -- и получаешь на выходе научное доказательство того, что ганимедская фауна тупа, как пробка. И тут к тебе приходит повар с камбуза космического корабля и говорит, что по его мнению ганимедцы разумны и просто сознательно подсовывают тебе те результаты, с которыми ты и твоя экспедиция от них быстрее отвяжешься.

В рамках выбранного тобой подхода следует признать вопрос о разумности ганимедцев принципиально неразрешимым, а продолжение их изучения -- антинаучным. Но ведь это же бессмыслица. Если твои методы изучения объекта не позволяют построить фальсифицируемую теорию, то надо не сдаваться, но искать другие методы. Телескоп для наблюдений за небом. Поведенческие ловушки для обнаружения разумных телепатов. Способы проверки социальных процессов на наличие внешнего воздействия, учитывающих его УМЫШЛЕННО скрытый характер. И так далее.

Наука не есть нечто статическое. На неё не молиться надо, но смотреть критически и нагло.

Насчет "религии". Может, термин неудачный? А как еще назвать учения научно не доказуемые, которые становятся предметом веры тех и ли иных групп населения? Сам Поппер называл марксизм и фрейдизм, которые развились в квазирелигиозные учения. Конспирология тоже в это класс входит.

Это -- проблемы Поппера ;) Большая часть известных мне людей (со мной включительно) принадлежит к группе, исповедующей учение, в соответствии с которым они действительно проживают свою жизнь в физическом теле, а не ловят глюки, валяясь в коме на больничной койке. Учение это, как нетрудно убедиться, научно недоказуемо. Делает ли это его религией? Мне так не кажется. Скорее мне кажется, что у Поппера и с терминологией тоже проблемы ;)

Еще, не разобрал твой ответ полностью-- про науку, и про сверхтехнологии заговорщиков.
Не хватило времени в данный момент, если интересно-- я продолжу.

Конечно, интересно.

Reply


Leave a comment

Up