Недавно я проводила опрос в инстаграме: мои подписчики рассказывали, чего они больше всего боятся перед фотосессией. Из их ответов я выделила 4 основные группы страхов и сегодня научу справляться с каждым из них.
Я провожу вас за кулисы съемок и покажу несложные психологические приемы, которые пригодятся и начинающим моделям, и обычным людям, желающим провести для себя фотосессию на память, и фотографам при взаимодействии с моделями на любой съемке.
1. Страх быть скованным, неестественным, что фотографу не понравится позирование
Вот слова моих знакомых, которые так же, как и вы, боятся фотографироваться, потому что думают, что не умеют позировать:
«Я бы боялась быть скованной и не знать, что делать»
«У меня есть пунктик на тему «а вдруг фотографу не понравится позирование». Насчет скованности у меня особо нет проблем, но иногда я не знаю, что делать с руками»
«Я бы боялась, что не смогу расслабиться и буду скованной»
«Я боялась, что фотограф будет очень суровым и останется недовольным позированием»
«Я вообще не знаю, как себя вести на съемках ((( Профессиональная фотосессия была два раза, один раз было очень сложно, второй раз у меня была классная фотограф, с которой невозможно было быть зажатой, пинап же снимали))) А так обычно я растерянная и скованная ужасно при виде камеры. Так как я знаю особенности своей внешности, какая сторона «лучше», и всегда переживаю, видит ли это фотограф? Или просто снимает, как есть, со всеми несовершенствами...? Вот такие страхи)»
«Страх наигранности. Несмотря на то, что хочется красивых фотографий, для меня важно остаться собой и узнать себя после фотосессии»
Давайте разбираться по порядку.
Страх быть скованным - самый яркий из всех страхов, которые атакуют людей перед важным публичным выступлением (в том числе и перед фотосессией). Связан он с тем, что мы боимся опозориться, не найти контакта с другим человеком. Еще мы не знаем, как выглядим со стороны, боимся, что со стороны будем выглядеть как-то не так - а вдруг тяжело будет принять того, кто получится на фотографиях?
После этого абзаца предлагаю выдохнуть и немного успокоиться.
Во-первых, фотограф - такой же человек, он тоже волнуется перед встречей с вами (я волнуюсь почти всегда) и думает о том, как найти контакт и провести съемку в позитивном ключе.
Во-вторых, если вы вдумчиво выбирали профессионала (оценили его портфолио, художественный вкус и чувство меры, прочли отзывы о его работе от других клиентов), то вряд ли натолкнетесь на замкнутого молчуна, который сделает вам плохие портреты. Если выбор сделан, но вы все еще сомневаетесь, удастся ли найти контакт с фотографом, - смело просите его о дополнительной встрече за день-два-неделю до съемки. Я часто предлагаю такие встречи моделям и особенно клиентам - после них намного легче работать, ведь этап знакомства уже пройден.
Чтобы легче преодолеть скованность на съемке, я предлагаю сделать еще несколько вещей.
На подготовительном этапе выберите около 10 фотографий, на которых вы себе нравитесь. Проведите анализ - почему вам нравятся эти фотографии? какие ваши ракурсы наиболее выигрышные? какая одежда вам идет больше?
Не заучивайте позы - ни одному здравомыслящему фотографу не нужно, чтобы вы выдали на съемке набор заученных поз. Я вообще не обращаю внимания на позы и считаю глупостью все эти ролики на ютубе и картинки с набором страндартных поз для фотосессий - если вы сейчас готовитесь к съемке и смотрите это, закройте немедленно. На съемке важны искренние эмоции и естественные движения: если вам удобно просто стоять - стойте, хотите сесть - сделайте это так, чтобы было удобно вам. Самая лучшая поза - та, в которой вам удобно. Не знаете, куда деть руки? Забудьте о них, не пристраивайте их мучительно - они сами найдут, что им делать.
Бывают моменты, когда в кадре не так выглядят руки-ноги, но вам не стоит об этом беспокоиться - в таких случаях фотограф или подсказывает, что изменить, или меняет ракурс.
Если вы чувствуете напряжение в теле - опустите руки, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко - помните, что не нужно задерживать дыхание для кадра. Справиться с проблемой напряжения в лице легко, я подсмотрела этот метод у актеров - нужно время от времени разминать лицо двумя руками, как тесто (если нет макияжа), или в течение полуминуты интенсивно двигать всеми мышцами на лице.
Бывает, что напряжение выдают глаза - слишком сосредоточенный взгляд быстро тухнет. От этого помогает простое упражнение, известное всем кокетливым девушкам с незапамятных времен - взгляд в угол - опустить глаза в пол - взгляд в объектив. Так взгляд загорается снова и снова.
На съемке постарайтесь найти с фотографом общие темы - поговорите о книгах, фильмах, музыке. Скачайте на телефон любимую музыку и попросите фотографа включить её на съемке - с помощью музыки можно нащупать нужные эмоции и побороть стеснение.
Смотрите сквозь объектив - так взгляд уходит вдаль и становится более глубоким. Или отрешенным, если смотреть немного поверх камеры. В этом взгляде весь секрет естественности и расслабленности, и войти в это состояние на съемке просто любому из вас.
Приучите себя делать селфи - так вы лучше узнаете себя и научитесь естественно держаться в кадре. Не обязательно держать фотоаппарат в руке, чтобы сделать селфи - поставьте его на штатив. Так у вас появится свобода движения в кадре.
2. Страх не понравиться, разочаровать, быть неинтересным
«Страх не понравиться, разочаровать. В какой-то момент я поняла, что съемка - это реальная работа обеих сторон, а не просто красивые фотки в листиках осенью. А как работать на съемке, я не знаю, поэтому тоже страшно, или даже неприятно, скорее, из-за незнания»
«Самый большой страх для того, кто собирается на фотосессию в качестве «модели» - это показаться фотографу неинтересной моделью»
Этот страх - продолжение первого, его рождают неуверенность в себе и собственных силах. Чтобы успешно бороться с ним, важно помнить - все чудеса случаются, когда мы выходим из зоны комфорта и побеждаем свои страхи.
Боитесь первым написать фотографу? Садитесь, открывайте сообщение и пишите. Вот прямо сейчас. Трудно будет только в первый раз, а дальше - привычно, даже если отказывают.
Думаете, мне не отказывали модели, визажисты, стилисты, журналы? Да, отказывали, но от этого я не перестаю стучаться во все двери - я знаю, за одной из них то, что сделает меня счастливой. И оно стоит всех отказов. Я как фотограф считаю, что не бывает некрасивых или неинтересных моделей - бывают «мои» или «не мои» типажи.
Поэтому если вам отказал в съемке один фотограф, напишите другому - рано или поздно вы найдете своего.
Если вы хотите съемку по бартеру, помните об одном золотом правиле сотрудничества творческих людей: творческое (бесплатное, TFP) сотрудничество чаще всего рождается тогда, когда все участники фотосессии примерно равны по уровню, так что им нет смысла платить друг другу равные суммы за услуги.
Если вы неопытная модель и хотите бесплатно сниматься, но при этом боитесь отказов - не проситесь к профессионалу на творческую съемку (если он сам вас не пригласит), лучше найдите такого же начинающего фотографа и начните создавать с нуля свое будущее шикарное портфолио.
3. Страх сравнения с профессиональными моделями
«Боюсь сравнения (не вслух, конечно) с моделями. Красивых и фотогеничных людей проще (и, о ужас, приятнее) снимать, по себе знаю. Не в том смысле, что кастрюли сами варят, а в том, что удобный холст дает больше свободы, потенциального творчества. Можно думать о своих идеях, а не необходимости маскировать какие-то недостатки. У проф и полупроф-моделей больше рабочих ракурсов, меньше постретуши, больше диапазон сюжетов. Ну это как играть на профессиональных дорогих инструментах - можно и на банках что-то выстучать, но на настроенном рояле удобней»
Странно и глупо сравнивать банан и яблоко. А как сравнить людей? По длине волос, росту, цвету глаз, поведению? В нас всех есть что-то прекрасное - помните про это.
Внешняя красота - понятие субъективное, для меня, например, не она главное на съемке, а ваш внутренний мир. Я читала об одном исследовании, в ходе которого выяснилось, что мозг человека при общении с приятным собеседником не считывает мелкие недостатки внешности - наш собственный внутренний Photoshop сглаживает все шероховатости. Примерно то же самое происходит и во время фотосъемки - всё зависит только от вашего настроения и степени открытости. Понятно, что бывают такие специфические жанры (beauty, например), для которых важны и идеальная кожа, и хороший овал лица, но мы сейчас не об этом, поскольку тему профессиональной (коммерческой) модельной работы я не затрагиваю.
Я уверена, что художественный портрет - жанр, который подходит каждому, причем совершенно неважен опыт съемок. С неопытным человеком часто даже интереснее работать - я получаю больше удовольствия, когда удается раскрепостить такую модель на съемке. Вот примеры моих съемок с неопытными моделями. И знаете что? Я кайфовала на каждой из них.
4. Страх не узнать себя на фотографиях:
быть слишком толстым, некрасивым, перефотошопленным
От этого страха спасают три вещи: тщательный выбор фотографа, развитие собственного художественного вкуса и поднятие самооценки.
Ходите в картинные галереи, смотрите работы классиков фотографии (Стива Маккари, Дэвида Лашапеля, Тима Уолкера, Ричарда Аведона), художественные фильмы; для поднятия самооценки рекомендую больше заниматься спортом, саморазвитием и, как ни странно, чаще делать селфи - это поможет понять свои самые удачные ракурсы.
Фотографируйтесь чаще!
Автор статьи - фотограф Анастасия Зубкова,
anastasiazubkova.ru