Оригинал взят у
ext_449909 в
Шарапов о ВолынскомМой дневник. CXVI. Ходатайство студентов перед ген. ад. Ванновским за Евреев. Евреи-интеллигенты. Dr. Вергун и г. Шварц. Лекция г. Волынского. Психология погромов. // Шарапов С.Ф. Сочинения. Том V. Вып. 14. М., 1901. с. 33-39.
{с. 35} (...)
Недавно мне пришлось быть на знаменитой лекции знаменитого критика Волынского, по паспорту Флексера. Как «знатного иностранца», меня один приятель провел на эстраду аудитории Исторического Музея и мне пришлось два часа к ряду быть в непосредственной близости г. Волынского. Я наблюдал его фигуру, его интонацию {с. 36} голоса, его жесты в то время, как он обливал помоями всю русскую литературу, старую и новую с развязностью Михеля Реддиха из пьесы «
Контрабандисты». Лично я против г. Волынского ничего ровно не имею, кое-что у него читал даже с удовольствием. (...)
Но вот, что значит раса. Еслиб вы могли себе представить, сколько безсильной злобы клокотало в этой узенькой груди, сколько поношений и сквернословия извергали эти тонкие и бледные уста по адресу всех великих и малых русской литературы, умерших и живых. Как он характеризовал Толстого! Как ставил психиатрический диагноз Достоевскому, как покровительственно трепал по животу Чехова и Максима Горького! Даже наша долготерпеливая и симпатизирующая всякому «несчастненькому» молодежь, закупленная так сказать заранее семитическим происхождением г. Волынского, и та не удержалась, когда сей «критик» стал топить в грязи Щедрина и Михайловского. (...)
Я сидел близко, видел г. Волынского почти в профиль и наблюдал за ним и собой. Это было небезполезное дело, так как тут я отчетливо понял психологию еврейских погромов. Свистеть я не свистал, потому что все-таки у меня есть выдержка, да и какое-то машинальное уважение к публичному слову, хотя-бы и злобному, и гнусному. Но я чувствовал, как у меня сжимаются кулаки и хочется, физически хочется дать тумака зазнавшемуся наглецу, или просто нахлобучить ему шапку на глаза и вытолкать за дверь. Хуже всего то, что лекция была совсем не глупа и высказано было много правды. Но самая резкая правда, идущая из любящего сердца, может вызвать разве стыд и слезы, а простая невежливость, или легкая дерзость, но пропитанная злобой и ненавистью, может довести {с. 37} человека до изступления. Г. Волынский был нагл, как только быть может нагл Еврей, которому уже не нужно сдерживать себя и притворяться. Он пришел бросить вызов всей русской современной литературе и журналистике, которая в нем, Волынском, не опознала учителя и гения. Этой нотой была пронизана вся лекция, все сводилось к этому и чем остроумней были «словечки» и злее выходки лектора против живых и покойников, тем больше хотелось крикнуть ему:
- Ну, положим, в том, что ты говоришь, есть доля правды. Но как ты смеешь так говорить? Каждое твое слово есть вызов и оскорбление.
Я думаю, что это было общее ощущение, с которым все и разошлись с этой лекции. Мне кажется, что нечто в этом роде чувствовали Хохлы, распарывавшие перины и подушки при еврейских погромах. Грабит и высасывает сок одинаково и Русский, и Еврей, и озверевший русский кулак едва-ли уступит Еврею по части кровопивства. Но если самый факт можно вытерпеть и молча перестрадать, то нельзя перенести злобного издевательства, вызова и оскорбления. (...)