Слово имеет силу. Особенно оно сильно если выкрикивается или произносится шёпотом на пределе слышимости. С шёпотом от бабушек-знахарок я столкнулся в раннем детстве. Мама меня уже посиневшего задыхающегося понесла к шептухе и та пошептав над младенцем вернули матери уже ровно дышащего ребенка. На тему внушения тут не съедешь, младенец не понимает слов. Скорее всего на него (меня) подействовал или звук (есть магия звуков целебная) или переносимая шепотом муслеформа, воспринимаемая объектом без логического восприятия, сразу в подсознание даже если чел и не умеет еще говорить и понимать слова.
Второй раз шептуху я услышал, когда после утопления (спасла сестра) меня "лечили" от возможного испуга. Тут я уже оторвался в своем неверии (советская школа
), смеялся над бабкой-шептуньей (не вслух и при ней, а потом уже). Те более что считал себя не испугавшимся.
Прошли годы и я сам стал дедом-шептуном. Понял и практически освоил этот метод шептания. В основном на воду и прямо на фото человека.
Немного на тему этого феномена вот взял у других
: Испокон веков люди считали, что слово - основа мироздания. Словом можно вылечить, им же можно и убить.
Но особое, сакральное значение придавали словам, не просто сказанным во всеуслышание или громко выкрикиваемым, а произнесённым еле различимым шёпотом. Считалось, что последний имеет воздействие намного более сильное, чем крик.
С чем связан такой эффект шёпота, учёные до конца не выяснили. Скорее всего, сила его влияния объясняется вторжением в личное пространство человека, а также тем, что шепчущий, как правило, контролирует ситуацию. А если при этом ещё взять человека за руку, появится элемент гипноза и внушаемость возрастёт.
В древности волхвы читали заклинания неразборчиво и очень тихо, поскольку по поверьям громко высказанные пожелания и просьбы могут услышать злые люди или духи и сглазить, навредить.
Некоторые исследователи в этимологии слова «волшебник» видят не только прославянское слово «волшба» (vъlšьba) - волхвование, но и полагают, что
часть корня «ше» происходит от «шьпъть» (šьръtъ), то есть волшебник - это шепчущий волхв.
Официальная наука этого не подтверждает. Зато она говорит о том, что само слово «шьпъть» имеет звукоподражательное происхождение и присутствует почти во всех славянских языках.
Особенностью «волшебного» шёпота были правильно подобранные слова, создающие ритм, который воздействовал на подсознание человека. Считалось, что в шёпоте
главное - это шипящие и свистящие звуки.
Только абсолютно здоровый человек мог шептать, больной же рисковал ухудшить тем самым своё самочувствие. Сильные «шепотки» могли проговаривать только те жрецы, у которых были целы все зубы.
Заклинания были на все случаи жизни: от молитвы богам до заговоров на здоровье, на присуху, на богатство. Были и «чёрные» шепотки, которые произносились вслед врагу («От меня уходишь, всё плохое с собой уносишь») или вслед паре, которую хотят разлучить («Вместях вам не бывать, не спать, хлеб-соль не ядать, друг на друга как звери рычать…»). Были шепотки на поруху, на болезни, для животных. Например, для собак - чтобы не лаяли и не нападали. Существовали шёпоты, направленные на месть («Твоё дело - тебе в тело»).
В языческих заклинаниях люди обращались к богам: к Перуну, Велесу или Семарглу Сварожичу, к духам; к природным явлениям и стихиям, например, к заре, к ветру, к камням, к деревьям («Ой береза, красавица! Помоги мне! Любви и счастья пошли мне!..»).
Самой сильной целительницей считалась мифическая Мать-сыра-земля.
После распространения на Руси христианства и запрета на волхвование шептали только знахари да бабки-шептуньи. Даже в годы сурового советского атеизма этот обычай не исчез, и в деревнях по-прежнему за помощью шли к бабкам.
За тысячелетие православия в языческие заклинания вплелись обращения к Богу и Богородице, которую могли тут же назвать Макошью (в славянской мифологии отвечала за судьбу и ремёсла). Смысл шепотков не изменился - это по-прежнему просьбы о здоровье, богатстве, любви, благополучии и призвание бед на головы врагов. А заканчивать шепотки стали так же, как православные молитвы:
«Аминь!» или «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу».
До сих пор знахари соблюдают определенный ритуал перед тем, как начинают шептать: постятся, не пьют спиртное, а во время заклинания держат пальцы скрещенными или по-особому одеваются.
Интересно, что от слова «шьпъть» произошло и слово «шьпътьникъ», то есть «наушник» или «клеветник». На Руси доносы произносили шёпотом на ухо - из опасения, что посторонние услышат и осудят. Возможно, шёпот в этом случае действовал и как внушение.
Что в современном мире говорим шёпотом мы, люди просвещенные? Тихим, вкрадчивым голосом мы произносим слова любви и привязанности, признаёмся в чувствах. Слова угрозы, сказанные шёпотом во время ссоры, заставляют соперника понять, что оппонент настроен решительно. Мы по-прежнему наушничаем шёпотом, стесняясь своего низкого поступка, а иногда, в непростые времена, шёпотом говорим правду.