Без официального подтверждения сообщается о том, что в ходе недавней встречи Асада и Путина Асад передал через российского президента послание израильскому премьеру, в котором предложил сделку: согласие Дамаска на курдскую федерацию и на создание 40-километровой буферной зоны в районе сирийско-израильской границы в обмен на невмешательство Израиля в сирийский конфликт.
Израиль в свою очередь пообещал рассмотреть предложение, но предупредил, что с соглашением или без, но будет атаковать любые цели в указанной 40-км зоне, имея в виду иранских прокси и иранские парамилитарные силы.
Курды уже откликнулись на такое предложение, тоже пока неофициально сообщив, что силы СДС готовы будут присоединиться к САА, если Дамаск признает существование курдской федерации в составе единого сирийского государства.
Такое признание будет стоить недешево, так как еще недавно и Асад, и министр иностранных дел Муаллем были категорически против такого хода событий. Однако курды имеют очень сильную переговорную позицию: они контролируют важнейшие ресурсы Сирии - электричество, нефть и плодородные земли Междуречья, без которых режим Асада в принципе неспособен существовать без внешней помощи.
Кремль, осознав, что силовым путем отбить месторождения в Дейр-эз-Зоре, а также каскад гидротехнических сооружений в Ракке уже невозможно, склонился к идее признания Асадом курдской федерации в обмен на территории Ракки и Дейр-эз-Зора - двух ключевых сырьевых провинций страны. Понятно, что иначе поддерживать режим Асада придется за счет полуживого российского бюджета, чего хотелось бы избежать. Видимо, одним из предметов разговора в Сочи был и разговор вокруг признания курдской федерации. Этот вопрос курирует российский замминистра иностранных дел Богданов.
Пока все эти расклады фигурируют в качестве утечек и неофициальных сообщений, но вариантов на самом деле нет. Другой вопрос, как к такому отнесутся Турция и США. И что они предпримут, если подобное развитие событий их не устроит.
Нужно отметить, что федерализация Сирии может носить вообще очень обширный характер. Уже сейчас есть разговоры о том, что в случае выхода на такой путь разрешения кризиса в сирийскую федерацию неплохо было бы включить и Ливан. Вопрос непростой, но в нем есть как отрицательные по последствиям, так и положительные моменты, причем для всех сторон и участников событий, как внутренних, так и внешних. Такой поворот существенно изменит региональные расклады и позволит создать новые противоречия взамен тупиковых нынешних. Возможно, что на этом пути удастся расшить некоторые застарелые проблемы региона, хотя, конечно, на их место придут новые.
взято у
el_murid