Весной 1943 относительно спокойному тыловому существованию «Локотской республики» пришёл конец. Войска Центрального фронта взломали оборону противника. 2 марта части 2-й танковой армии генерал-лейтенанта А. Г. Родина вошли в Севск. При этом «Русская народная освободительная армия», оборонявшая город, понесла значительные потери. К 10 марта конно-стрелковая группа генерала В.В. Крюкова вышла к Трубчевску и Новгород-Северскому. Значительная часть Локотского округа оказалась занята Красной Армией (см. карту к статье « Упразднение главных округов» ). И хотя в целом советское наступление провалилось и немцам удалось частично восстановить положение, часть округа всё же осталась по другую сторону фронта (см. карту к статье « Военная администрация на территории Белоруссии" ). Оставалась надежда на перехват вермахтом инициативы летом, но операция «Цитадель» закончилась поражением и контрнаступлением РККА. Пособникам врага рассчитывать на снисхождение советских властей не приходилось. В итоге возник план эвакуации администрации самоуправления, бригады РОНА, членов семей бойцов и командиров, а так же их имущество куда-нибудь подальше от фронта.
Идея нашла понимание у командования группы армии «Центр». Антипартизанская ценность «каминцев» в прифронтовой полосе, насыщенной немецкими частями, снизилась. Полноценно использовать их на фронте тоже не решались (за исключением авральных случаев затыкания дыр, как с Севском). Всё-таки полноценным боевым соединением РОНА не являлась, скорее - охранной частью. Да и в верности коллаборационистских формирований имелись сомнения (которые вскоре подтвердились переходом на сторону РККА 1-й русской бригады СС «Дружина» и мятежами в самой РОНА). А вот в тылу «каминцы» ещё могли сильно попортить жизнь партизанам. Соответственно, новым местом дислокации назначались окрестности Лепеля в Витебской области - одна из крупнейших партизанских зон. Именно здесь предполагалось создать «Лепельскую республику».
26 августа 1943 г. началась отправка железнодорожным транспортом материальной части и личного состава частей РОНА. Вместе с ними отправлялись гражданская администрация округа, члены семей, архивы, «государственное» и частное имущество. Всего переселению подлежало порядка 30 тыс. человек. Часть населения отправлялась в Белоруссию пешком. Уже 27 августа советские войска вновь взяли Севск. 5 сентября 1943 г. части 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса и 250-й стрелковой дивизии вошли в Локот. Подразделения РОНА, остававшиеся в Локотском округе (в частности, 4-й полк майора Рейтенбаха) полностью уничтожены.
Переселенцы и части РОНА разместились на территории Лепельского, Сенненского, Чашникского и Бешенковичского районов Витебской области. Однако попытка создания Лепельского округа провалилась. Да, фронт здесь более-менее стабилизировался до лета 1944 г. Да, «каминцам» удалось потеснить партизан и взять под контроль ряд дорог и населённых пунктов и даже пополнить свои рады за счёт местных полицаев. Но партизаны нанесли РОНА серьёзный урон, причём, не только в бою - ряд бойцов и отдельных подразделений перешли на сторону советской власти. А, главное, обнаружилось, «…что многие бойцы и командиры бригады РОНА, эвакуированные из Локотского округа вместе с семьями..., не могут получить необходимый фураж для скота и продовольствие, а также сам Лепельский округ... не может стать базой формирования новых подразделений РОНА». То есть гости вовсе не пользовались поддержкой местного населения. В итоге 15 февраля 1944 г. Каминский отдал приказ о передислокации в район Дятлово (Гродненская область), рассчитывая на более лояльное отношение в Западной Белоруссии. Переезд затянулся. Части РОНА (точнее уже официально «народной Бригады Каминского» (Volksheer-Brigade Kaminski)) продолжали операции в районе Лепеля и после перемещения гражданской администрации на запад. А летом 1944 пришлось вообще эвакуироваться из Белоруссии. Около 10 тыс. человек населения предполагалось вывезти в Венгрию (в итоге они оказались в южной части Германии), а «каминцы» отправлялась на переформирование сначала в штурмовую бригаду СС «РОНА», а затем в 29-ю гренадерскую дивизию СС.
PS Замечу, что ни Локтоская, ни Лепельская «републики» на картах не отметились. Даже в бумагах командования сухопутных войск, под патронажем которого и существовало «самоуправление» район Лепеля относится к зоне ответственности 201 охранной дивизии. Сводный пост темы: Административно-территориальное деление белорусских земель Valex: меня это заинетресовало в связи с испытанием на "Битве экстрасенсов" про Тоньку-пулеметчицу. Забавное "совпадение". Эта Тонька расстреливала в Локотской Республике, которая переместилась в Лепель. А Тоньку наши и арестовали после войны тоже в Лепеле. А еще я там в те годы, как её там обнаружило КГБ, я там служил в армии рядом.