Русский апостол Японии. Как отец Николай японцев в православие обращал

Feb 16, 2017 14:02

Русский поп, ставший японским ками-божком - что может быть удивительнее этой истории.

В августе исполнилось 180 лет со дня рождения святителя Николая Японского - он создал православную Церковь в стране, где за проповедь о христе полагалась смертная казнь.



Архиепископ Николай Японский. © / Public Domain

Русский апостол Японии, как назовут святителя, родился в селе Берёза Смоленской губернии, а большую часть жизни провёл там, где цветёт сакура.

Тайные ученики

На японскую землю 24-летний иеромонах Николай (Касаткин) впервые ступил в 1861 г. «Тогдашние японцы, - напишет он позже, - смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство - как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Неудивительно, что русский священник чуть не погиб от рук японского жреца Савабэ. Удивительно другое: именно этот жрец, не раз публично грозивший отцу Николаю, стал первым обращённым в православие. Отец Николай воспринял это чудо как Божий знак, что надо продолжать среди язычников проповедь Христа. Проповедь могла стоить ему жизни, ведь по местному закону за неё полагалась смертная казнь. Тайну хранили и его ученики. «Открыто читать Евангелие я не мог, - вспоминал потом ­Савабэ. - Я выдумал читать Евангелие в то время, когда совершал службы в мия (синтоистском храме). Клал перед собой Евангелие вместо языческого служебника и читал, постукивая в обычный барабан. Никто и не думал, что я читаю иностранную «ересь».

Отцу Николаю стоило огромных усилий (он занимался по 14 часов в сутки) ­овладеть как устным, так и письменным японским языком. Изучая историю и культуру страны, он в итоге мог читать даже старинные буддийские манускрипты, чем снискал уважение у бонз (высшие чины в буддизме). Однажды именно заступничество бонз спасло отца Николая от высылки из страны. После очередного тайного крещения учеников на него написали донос. Документ с подробными рисунками отцу Николаю показал знакомый буддийский монах: «Мы с ещё двумя старейшинами не дали ходу этому делу».

Только в 1873 г., спустя почти 13 лет после приезда отца Николая, последовала отмена старых указов против христианства. Это сделало возможным возведение в сан священника «первенца» отца Николая - Савабэ, получившего в крещении имя Павел. Через три года среди японцев было уже 6 священников. Самого отца Николая, который за это время успел стать архимандритом, Святейший Синод возвёл в сан епископа, для чего ему пришлось совершить путешествие в Россию. Вернувшись, владыка основал в Токио семинарию. Кроме священнослужителей здесь выпускали блестящих переводчиков с русского языка, благодаря чему в Японии появились переводы Пушкина, Толстого, Лермонтова.
Восстановить мир

Одновременно шло строительство первого православного собора в Токио - храма в честь Николая Чудотворца. На торжестве освящения церкви присутствовали 19 японских священников и более 4 тыс. христиан. Храм и по сей день - одна из главных достопримечательностей Токио. Современник отца Николая, протоиерей Иоанн Восторгов, посетивший Японию, писал: «Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово «Николай», и каждый рикша знал дорогу».


Собор Воскресения Христова в Токио, 1891 г. Фото: Public Domain

Трудные времена пришли вместе с трагической новостью о начале Русско-японской войны. Святителю предлагали вернуться в Россию из-за опасения за его жизнь, но он остался со своей паствой. При этом владыка перестал участвовать в общественных богослужениях. «Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии», - объяснил святитель. В то же время он благословил православных японцев защищать своё отечество, оговорившись: «Будем горячо молиться, чтобы Господь восстановил нарушенный мир».
Русский император Николай II высоко оценил позицию епископа Николая, о чём написал ему в конце 1905 г., отметив: «Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада». В 1906 г. Святейший Синод возвёл отца Николая в сан архиепископа Японского. Такт и мудрость, проявленные святителем Николаем в годы войны, ещё более повысили его престиж в глазах японского общества. В 1911 г. там широко отметили 50 лет служения владыки Николая в Стране восходящего солнца. К этому времени он завершил свой главный труд - перевод на японский Священного Писания.

Скончался святитель в 1912 г. на 76-м году жизни. В последний путь его провожали более 4 тыс. человек. Траурная процессия растянулась на версту - шли по-русски: с крестами, хоругвями, иконами, пением.

В 1970 г. Русская православная церковь причислила архиепископа Николая к лику святых. Сегодня Японская автономная православная церковь существует в рамках РПЦ и имеет 150 приходов. А не так давно в Токио в честь святителя Николая Японского был основан первый в стране православный мужской монастырь.


Собор Воскресения Христова в Токио, 2005 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Japanreports ‏@japanreports 4 ч.4 часа назад

После Русско-японской войны 1905 года в Канадзаве были русские пленные и 10 человек из них умерли от болезней и ран. Там они и похоронены

И каждый год первую субботу июля японские монахи служат поминальную службу по русским солдатам pic.twitter.com/HxEYCnzfmx
- Japanreports (@japanreports) 11 сентября 2016 г.

Напомню, в Японии (наследие Китая) невозможно единобожие и истовая вера в рамках одной религии. Каждый японец синтоист и еще 1-2 религии исповедует. В храмах синто есть статуэтки будд и других религий. Как и в буддистских храмах стоят статуэтки синтоистких божеств. Думаю и статуэтки Иисуса хорошо вписываются в этот сонм.
Кстати японцы на полном серьезе доказывают, что Иисус похоронен в Японии.

ками, священник, Япония, боги, история, православие, святой, Россия, Бог, религии

Previous post Next post
Up