Необходимым условием ведения бизнеса в Узбекистане является покровительство семьи Каримовых. Но добиться расположения всемогущего клана удается не всем.
Первой российской компанией, которую национализировали в Узбекистане, стал «Вимм-Билль-Данн» в 2009 году. Приобретя в 2004 году 77% акций Ташкентского молочного комбината, ВБД планировала инвестировать в предприятие более $7 млн. Результат: осенью 2009 года налоговая предъявила комбинату претензии, затем СЭС обнаружила в его продукции кишечную палочку, а спустя год суд постановил передать активы ВБД в Узбекистане государству.
«Сначала нас, инвесторов, принимали на всех уровнях вплоть до премьер-министра. Молочную продукцию поставляли в президентскую администрацию, откуда нам даже звонили с похвалами. Что, однако, не помешало властям спустя пару лет отнять наш бизнес, обвинив нас в выпуске некачественной продукции. Обиднее всего, что этим производством даже не распорядились как следует - сейчас завод молочную продукцию уже не выпускает», - вспоминает основатель компании Давид Якобашвили.
Летом 2012 года в Узбекистане была приостановлена лицензия МТС и более 9,5 млн сим-карт «МТС-Узбекистан» моментально перестали работать. «С начала июня мы стали жертвой незаконной, жестокой, систематической кампании, направленной на экспроприацию наших активов, осуществляемой властями Узбекистана. Мы понимаем, что эта незаконная кампания идет по тому же сценарию, что и другие кампании, которые мы видели в Узбекистане раньше», - рассказал вице-президент МТС по внешним связям Майкл Хеккер.
Позже МТС позволили возобновить работу в Узбекистане, однако в конце концов компания была вынуждена продать свою узбекскую «дочку». Покупателем выступил Центр радиосвязи, радиовещания и телевидения при министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана, ставший единственным владельцем третьего сотового оператора страны.
В 2014 году в республике был национализирован цементный завод, принадлежащий российскому «Евроцементу», который вложил в его переоснащение несколько сотен миллионов долларов. Хозяйственный суд Ташкентской области отменил произошедшую два десятилетия назад согласно решению правительства республики приватизацию завода «Ахангаранцемент». Тогда ее владельцем стала известная компания Zeromax, а в 2006 году 75% акций перекупил на законных основаниях холдинг «Евроцемент».
16 июля, в среду, Государственный комитет по конкуренции обратился в суд с иском об отмене приватизации «Ахангаранцемента», на следующий день иск был уже принят, в пятницу начались непосредственные слушания, а уже в понедельник 21 июля было принято решение в пользу истца.
В мае того же, 2014 года, в Узбекистане был арестован президент Западно-Уральского машиностроительного концерна (ЗУМК, г. Пермь) Александр Поздеев. Ему были предъявлены обвинения по четырем статьям УК Узбекистана, включая «заключение сделки вопреки интересам республики», «сокрытие инвалюты, подлежащей зачислению на счета в уполномоченных банках республики», «хищение путем присвоения или растраты» и «причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Все эпизоды, по версии Генпрокуратуры Узбекистана, связаны со строительством второй очереди Дехканабадского калийного завода в Кашкадарьинской области Узбекистана.
В самом ЗУМК арест своего руководителя связали с невыполнением узбекской стороной обязательств по оплате строительных работ, общий долг - порядка $36 млн. «Результатом этих действий является фактическое вытеснение из Узбекистана указанных российских компаний без выплаты денежных средств за строительство», - заявили представители компании. Позже Поздеева выпустили, однако денег компания так и не получила.
Осенью 2015 года Александр Поздеев был арестован в Перми по обвинению в неуплате Западно-Уральским машиностроительным концерном налогов на сумму 20 млн рублей. Поздеев объяснил неуплату налогов отсутствием денежных средств в связи с невыплаченным узбекскими партнерами долгом.
LJ_media