Дзэн, бык и просветление

Jul 14, 2016 13:17


Пояснения к теме 10 картин дзэн про быка:
Потерять быка и потом искать его - это как бы метафора, выражающая первые шаги на пути овладения мастерством буддистской религии. Однако история с потерянным быком в некоторых книгах описана совершенно неправильно, с чем связано возникновение затруднений при её толковании.
В действительности быка не теряют, а только думают, что потеряли, и потому ищут. Бывает ведь так, что ищут что-либо, а это вещь - буквально перед глазами того, кто её ищет. Пока не заметишь этого, будешь искать. Это, думаю, в общем понятно, поэтому перехожу дальше.
Далее речь идёт об увиденных следах, то есть о следах быка. Разумеется, это следы своего быка, а не какого-то другого, спрятанного. Здесь такой смысл: можно видеть то, что так или иначе проявляет свою сущность.
Третье: увиденный бык, то есть некто заметил быка. С самого начала этот бык не был как-либо спрятан от глаз. Поскольку речь идёт вроде бы о реальных вещах, тут нет ничего странного. Можно заметить лишь то, что существует, а если нет ничего, то нельзя и заметить что-либо.Тут разговор идёт не о простом видении чего-то, а о желании заполучить это. А это зависит лишь от умения каждого.
Далее тема эта разворачивается, и следующая тема - пасущиеся быки. Это символизирует довольно большую степень их приручения. Это означает, что быки уже перестали быть лишь частью природы и следуют за своим хозяином. Для этого необходимо определённое умение человека, в чём и смысл этого эпизода.

Далее следует возвращение верхом на быке. Хорошо бы увидеть, как это выглядит в действительности.
Далее - забыть о быке, а также о существовании человека. Говорится, что на седле нет человека, под седлом нет лошади. Речь идёт здесь о забывании своего Я. Рассматриваются пределы забывания своего Я.
Следующая тема - поглощённость. Это чистое погружение в своё внутреннее Я. Здесь мне представляются интересными восторженные панегирики на эту тему.
Далее: человек и бык вместе забыты. Но на самом деле речь идёт о том, что забытым оказывается только бык. Такой стиль изложения. Теперь начинается поворот, а за ним следует возвращение к первоисточникам.
Последняя тема - возвращение в дом с опущенными руками, и на этом тема десяти быков завершается. Последняя тема показывает, что религия Дзэн не может рассматриваться как обычная религия. Человек сидит на горе и достигает высшей степени духовного совершенства, сам по себе становится, может быть, хорошим, но хороший только он один.
(из какого-то японского журнала 90-х, автор возможно Судзуки)

дзэн, Япония, просветление, сатори, Эго, картина, видение

Previous post Next post
Up