Нэцкэ как искусство дзэн

Jul 04, 2016 14:14

Оригинал взят у artyukhovy в Нэцкэ как искусство дзен
Предисловие


В этой статье пойдет речь об одном из видов японского искусства, оказавшем большое, во многом решающее влияние на современную резную скульптуру из кости. Нэцкэ - едва ли не самое известное современному зрителю явление в японском искусстве. Происхождение этого слова, прикладное назначение и история самого предмета широко освещены в различных справочных статьях. Поэтому упомянем лишь кратко, что нэцкэ - миниатюрное изделие декоративно-прикладной пластики, получившее распространение в XVI - XVII вв. в Японии. С помощью нэцкэ, имевшего сквозные отверстия для шнура, на пояс японского кимоно закреплялись различные мелкие предметы (кисет, трубка, коробочка для лекарств и т. п.) Как художников и резчиков по кости нас интересует не только и не столько технологический аспект резьбы нэцкэ (хотя техника такой резьбы до сих пор непревзойденна для современных мастеров), сколько типично японская философия, воплотившаяся в их художественном решении. Природу неповторимого очарования нэцкэ, не имеющего аналогов в европейской миниатюрной скульптуре, мы хотели рассмотреть ниже.


Часть 1.

Специфика дзэн в композиции и технике нэцкэ.

В XX веке нэцкэ полностью утратили свою утилитарную функцию, преобразовавшись в резую скульптуру малых форм. В чем же секрет очарования этих зачастую простых по форме небольших (от 2 до 10 см) скульптурок?
Немалую роль в стилистике нэцкэ играет формирование ее в среде типично японского учения дзэн.
Дзэн - религиозное учение, в своей основе - разновидность буддизма, в которой основное внимание уделяется непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу. Самая важная черта восточного мировоззрения - восприятие всех явлений природы в качестве проявлений лежащего в основе единства, взаимосвязанности всех вещей. В обычной жизни мы не осознем этого, разделяя мир на самостоятельные предметы и события. Во время медитации сознание не содержит мыслей и понятий, и поэтому готово функционировать в режиме интуиции. Когда рассудок молчит, информация об окружающем мире достигает нас, минуя фильтры понятий мышления.Восточное искусство - тоже вид медитациии, не столько средство выражения идей художника, сколько способ самореализации путем достижения состояния сознания, в котором главную роль играет не мышление, а интуиция.
Таким образом и в нэцкэ, как и во всех видах японского искусства, воплощается простота, спонтанность и абсолютное присутствие духа, характерное для дзенского образа жизни.

Как самобытный вид искусства, нэцкэ обладает специфическим диапазоном материалов и сюжетов, острой эмоциональной выразительностью, монолитностью формы при тонкой проработке отдельных реалистично трактованных деталей.
Японские мастера использовали для резьбы нэцкэ твердые сорта древесины, рога копытных животных, бивни слона, клыки моржа, панцири черепах, зубы животных, металлы. Использовались различные камни: янтарь, коралл, нефрит, бирюза, окаменевшее дерево. Такое разнообразие обуславливает отношение художника к своему произведению: он не подчиняет материал своей воле, а стремится найти в нем те качества, которые способен понять и прочувствовать, действуя на равных с материалом. В этом аспекте органогенный бивень мамонта с его пластичностью, множеством теплых цветовых градаций, податливостью, удобством обработки, позволяет передать так свойственное дзен чувство идентичности в природой, растворенности в ней, способность уидеть себя в окружающем мире, осознать важность каждого элемента.
В соответствии с этим философским подходом резчики нэцкэ часто используют асимметричные силуэты, всячески избегают слишком правильных и геометричных форм. Нэцкэ тяготеют к простоте в композиции, отсутствию витиеватых построений. Симметрия считается продуктом мыслительной деятельности человека, не свойственным природе по своей сути. Отголоски "стиля одного угла", так характерного для японской живописи дзен, можно найти и среди изобразительных средств нэцкэ, особенно в изображениях животных, растений, различных простых объектов. Единственный предмет, выхваченный из круговорота событий, является сублимацией пространства и времени, порождает у зрителя чувство необъятности мира и умиротворения.

Внешняя незатейливость композиции, простота и в то же время лаконичная стилизация, очень точно стилизующая изображаемый предмет, создают контраст с окружающим суетным миром. Выхватывая внутреннюю суть изображаемого предмета путем ослабления, отсечения второстепенных деталей, художник дает нам возможность сосредоточить внимание на внутренней жизни, которая, если мы отдаем ей должное, щедро раскрывает свои сокровища перед нашии глазами.
Другой излюбленный прием в резьбе нэцкэ - воплощение красоты в форме несовершенства в сочетании с древностью или примитивной неуклюжестью. Очевидно, что красота далеко не всегда заключается в совершенстве форм. В нэцкэ отображается не внешняя форма предмета, а его внутреннее содержание, его живой дух. Вся форма этой лишенной декоративных изысков скульптуры взывает непосредственно к духу человека, призывает к интуитивному, неинтеллектуальному созерцанию. Нэцкэ не обладает многословностью или повышенной экспрессией, орнаментацией или большим количеством деталей и сложностью форм, так свойственных европейской костяной резной скульптуре малых форм. Однако это не означает, что такая манера резьбы примитивна. Напротив, она предполагает тонкий вкус, высокую художественную эрудицию как автора, так и зрителя, а также высочайшую технику исполнения, возможно, не заметную на первый взгляд и не доминирующую над внутренним содержанием скульптуры. При всем совершенстве техники резьбы истинное мастерство резчика достигается только тогда, когда искусство становится прямым продолжением подсознания, очевидно, что именно такие скульптуры при кажущейся внешней простоте производят особое впечатление на зрителя.

Часть 2.

Иллюстративный материал.

Невозможно сколько-нибудь полно в одной публикации охватить иллюстрациями весь диапазон сюжетов нэцкэ. Поэтому вторая, иллюстративная часть нашей статьи связана в символом кролика.
В целом символика кролика имеет благопожелательный смысл, связанный с плодовитостью и долголетием. В японской мифологии кролик является не только одним из символов гороскопа. В пятнах на поверхности Луны многим японцам традиционно видится волшебный кролик, толкущий в ступке травы для эликсира бессмертия. Связанный с Луной образ кролика пришел из Китая. В основе его - легенда о Будде, принявшем вид старца и попросившем животных накормить его. У кролика не оказалось подходящего дара, и тогда он развел костер и предложил себя в качестве еды. тронутый такой готовностью к самопожертвованию, Будда даровал кролику бессметрие и поселил его на Луне.







































































В статье использовались материалы и фотографии из Википедии, сайта Flickr, БСЭ, архив авторов.
Литература:
Дайсэцу Гайтаро Судзуки "Основы дзен-буддизма"
Е. Б. Скраливецкий "Цуба. Легенды на металле"
Фритьоф Капра "Дао физики"
С. Ю. Афонькин "Все о нэцкэ. Мифологические сюжеты"

дзэн, Япония, зайцы, искусство, культура

Previous post Next post
Up