На острове Врангеля участники арктической экспедиции обнаружили последнего обитателя здешних мест. Наследник древней шаманской династии Григорий Каургин живет тем же укладом, что и его предки сотни лет назад. Приезжающих с большой земли он не чурается, но сам туда ни ногой.
Природа ему куда ближе, чем люди. И встреча с белым медведем пугает шамана меньше, чем современная цивилизация. Репортаж Даннила Горчакова:
Эти кадры любительского видео сделал экипаж одного из сторожевых кораблей, которые возобновили патрулирование арктических вод к северу от Чукотки. Тот самый единственный огонек, который по ночам наблюдают пограничники на побережье огромного, но совершенно безлюдного острова Врангеля, горит в доме Григория Каургина. Он - последний обитатель некогда большого поселка Ушаковский. Еще его, чукчу с индейскими корнями, считают последним хранителем древней шаманской династии.
Снять эти кадры удалось за очень короткую арктическую навигацию участникам международной экспедиции, которые изучали здесь останки последних на планете мамонтов. Остров Врангеля, не так давно объявленный заповедником, сегодня пустует. Коренное население покинуло эти места после того, как власти запретили охоту на моржей и белых медведей.
Григорий Каургин, последний житель острова Врангеля: «После распада совхоза, когда заповедник здесь появился, наши все уехали по Чукотке. Кто куда - Провидения, Лаврентия, Шмидта, Чаун. Ну, в общем, туда, где можно охотиться, оленей добывать».
Официально поселок Ушаковский на острове Врангеля закрыли еще в 1997 году. Но несколько человек отказались его покидать. Правда, наедине с суровой природой пришлось нелегко. Последнюю соседку Григория - Василину Альпаун несколько лет назад съел белый медведь. Последний шаман к этому относится философски: природа дает жизнь, и она же ее отнимает.
Григорий Каургин, последний житель острова Врангеля: «Попадал и я в пургу много раз. Собираешься, надеваешь вот такую кухлянку, собак к себе подбираешь, и спать, прямо в медвежьих берлогах. Это жизнь! Если ты не знаешь тундру и землю ты не выживешь».
Выжить «последнему шаману» в совершенно пустом поселке помогают сотрудники заповедника и метеостанции. На острове они работают вахтовым методом и привозят с собой продукты, топливо и лекарства. Григорий Каургин уверяет, что выжил бы и без этой помощи, на острове хватает рыбы, морского зверя и огромных овцебыков. Но в условиях заповедника о навыках охотника и рыбака, как сам он утверждает, вспоминает только в ритуальных танцах.