Исторические страхи, которые значительно задержали общий прогресс

Jul 06, 2015 19:39

Оригинал взят у vova_91 в Исторические страхи, которые значительно задержали общий прогресс
Есть два взгляда на будущее: либо слепой оптимизм («Изобретение атомной бомбы навсегда изменит концепцию войны!»), либо слепая паника, когда каждая новая инновация воспринимается обществом в штыки. Создание генетически модифицированных организмов, различных штаммов вирусов и сверхразумных летающих пауков, несомненно, вызывает опасение, однако раньше даже самые обычные достижения вызывали у людей необоснованный страх и значительно тормозили общий прогресс. Например…

1. Раньше люди считали, что из-за уличного освещения они перестанут различать день и ночь



На протяжении тысячелетий ночь считалась временем убийц, воров и насильников. Когда солнце садилось за горизонт, люди спешили домой, крепко запирали двери, зажигали свечи и прятались под одеяла. Идея уличного освещения (изначально это были газовые фонари, установленные вдоль улиц) возникла с появлением крупных городов. Люди могли больше не бояться преступников и не носить с собой лампы.

Однако данное новшество понравилось не всем. Многие авторитетные умы начали выступать против уличного освещения, аргументируя это различными причинами, начиная от проблем со здоровьем и заканчивая привлечением богословия. Больше всего люди боялись, что появление света на улицах после захода солнца приведёт к возникновению различных болезней. Некоторые утверждали, что когда они ложились спать позже продиктованного природой времени, то начинали чаще простужаться и чувствовать недомогание.

Против уличного освещения также выступала и католическая церковь. По убеждению её приверженцев, Бог чётко определил границу между ночью и днём. Включение освещения после захода солнца они приравнивали к плевку в лицо Иисуса Христа. В 1831 году папа римский Григорий XVI запретил газовые фонари в Папской области, опасаясь, что лишние часы бодрствования могут привести к восстанию против церкви.


2. Пилотам союзных войск запрещалось надевать парашюты из-за «трусости»



В списке необходимого снаряжения лётчика-истребителя парашют всегда занимал первое место. Это было верно вдвойне в годы Первой мировой войны, когда мы только начали конструировать и производить боевые самолёты. Но в то время как Центральные державы не имели никаких проблем с приступами малодушия своих пилотов, командование союзных войск приняло решение запретить лётчикам-истребителям использовать парашюты, опасаясь, что они могут струсить в самый ответственный момент. По их мнению, если пилот знает о том, что у него есть хоть малейший шанс выжить, он непременно воспользуется им, даже не попытавшись спасти подбитый самолёт и посадить его на своём аэродроме, не говоря уже о выполнении боевой задачи до конца. Командование, по-видимому, решило, что лучший стимул в подобных ситуациях - это осознание того, что ты висишь на волосок от смерти.

В годы Первой мировой войны бипланы строились в основном из дерева, парусины и благословления священника, поэтому успешный взлёт и безопасная посадка считалось чем-то невероятным. Пилоты часто получали инструкции по решению таких проблем, как «горящие крылья», падение самолёта и так далее.

С запретом на парашюты лётчикам ничего не оставалось делать, как молиться, чтобы смерть настигла их как можно быстрее, или застрелиться почти сразу же после взлёта - в кабине биплана находился служебный револьвер с одной пулей в патроннике.

Подобная политика командования союзных войск оставалась неизменной вплоть до окончания Первой мировой войны. В свою очередь, немецкие пилоты бесстыдно использовали парашюты, начиная с 1916 года.

3. Люди верили в то, что громоотводы защищали грешников от гнева Божьего



В 1749 году американский государственный деятель и изобретатель Бенджамин Франклин создал молниеотвод (или «громоотвод», как мы привыкли называть его в быту), который принимал электрические разряды и отводил их в землю. В те времена молнии считались проделкой дьявола, поэтому, когда в 1755 году в штате Массачусетс произошло землетрясение, люди обвинили во всём громоотводы, ведь это они притягивали зло и направляли его в земную кору. Аналогично в Богемии (прим. историческая область в Центральной Европе, на которой образовалось современное государство Чехия) священник Прокоп Дивиш установил в нескольких близлежащих деревнях изобретённые им молниеотводы; вскоре их обвинили в том, что они вызывают засуху, каким-то образом поглощая влагу из земли.

В 1756 году разгневанные крестьяне уничтожили громоотводы Прокопа Дивиша. Между тем, в Бостоне протестантское духовенство назвало изобретение Бенджамина Франклина «еретическим стержнем», который накликал гнев Божий на праведных и защищал от него истинных грешников. По иронии судьбы, молнии всегда обходили стороной бары, игорные заведения и бордели и били преимущественно по церквям, которые обычно были самыми высокими зданиями в любом городе или деревушке. В 1769 году в башню церкви Сан-Назаро (Италия), на которой не стоял громоотвод, ударила молния. Она спровоцировала мощный взрыв 90 тонн пороха, спрятанного внутри, в результате которого погибло около трёх тысяч человек.

4. Согласно многочисленным искам, ветрогенераторы могут стать причиной возникновения чувства мучительного беспокойства и тошноты



В США и Австралии существует такое понятие, как «ветротурбинный синдром». По словам людей, которые страдают данным расстройством, нахождение вблизи ветрогенераторов вызывает у них ряд непонятных симптомов, таких как головокружение, тревожность, учащённое сердцебиение, тошнота и забывчивость. Однако, как показывают результаты научных исследований, «ветротурбинного синдрома» на самом деле не существует, несмотря на десятки судебных исков со стороны людей, которые пытаются доказать обратное.

Согласно утверждениям непризнанных «жертв», это низкочастотный гул лопастей, который в действительности не уловим человеческим слухом, нарушает их телесную гармонию. Учёные решили проверить данное предположение и выяснили, что «ветротурбинный синдром» - не что иное, как «эффект ноцебо» (вера в то, что какая-либо безобидная вещь может Вам навредить).

5. Многоголосное пение считалось творением дьявола



В раннесредневековой церкви единственной музыкой, которой разрешали звучать в доме Иисуса, был торжественный одноголосный григорианский хорал. В XIII-XIV веках он сменился многоголосным пением под аккомпанемент нескольких музыкальных инструментов; его называли «дьявольским шумом».

Папа Иоанн XXII сразу же наложил запрет на полифоническую музыку, настаивая на том, что она «отравляла слух и не приносила эстетического наслаждения».

В середине XVI века итальянский композитор Джованни Пьерлуиджи Палестрина сочинил полифоническую «Мессу папы Марцелла». Услышав её, папа римский Марцелл II (в честь которого она была написана) решил, что такую прекрасную музыку нельзя скрывать от людей.

6. Опасения критиков по поводу моста «Золотые Ворота»



Мост «Золотые Ворота», который соединяет город Сан-Франциско и южную часть округа Марин, является одним из самых популярных мест в мире среди самоубийц, о чём, естественно, не упоминается в туристических брошюрах. Ежегодно покончить с собой, прыгнув вниз со знаменитого моста, пытаются от 50 до 100 человек.

2013 год оказался своего рода рекордным: 46 самоубийц. Власти, обеспокоенные таким количеством жертв, решили выделить 76 миллионов долларов на установку барьера, который мог бы помешать потенциальным самоубийцам осуществить задуманное. К сожалению, общество не поддержало данную инициативу. Жители Сан-Франциско посчитали, что защитное ограждение испортит вид одной из главных достопримечательностей города.

7. «Велосипедная физиономия»



Спустя некоторое время после появления велосипеда, врачи Викторианской эпохи начали утверждать, что это дьявольское хитроумное изобретение опасно для здоровья, поскольку может привести, на полном серьёзе, к возникновению такого заболевания, как «велосипедная физиономия». По их мнению, у женщин, которые ездили на велосипеде, в результате усиленной концентрации внимания лицо становилось некрасивым: искривлялся рот, появлялись тёмные круги и мешки под глазами, исчезал румянец, кожа выглядела уставшей и так далее.

Некоторые эгалитарные врачи пытались улучшить дизайн велосипеда (например, изменить положение руля), чтобы женщины не превращались в отвратительных троллей. Но были и те, кто советовал не подпускать представительниц прекрасного пола к «двухколёсному железному коню», чтобы потом не пугаться, глядя на них при дневном свете.

8. Раньше считали, что путешествие на поезде может убить человека



С появлением поездов в 20-х годах XIX века сбылась давняя мечта человечества - путешествовать на огромные расстояния. Однако далеко не все были в восторге от данного изобретения. Многие люди беспокоились о последствиях для здоровья, к которым могло привести путешествие в вагоне со скоростью 30 километров в час. Те, кто выступал против поездов, утверждали, что из-за такой большой скорости Ваше тело во время движения могло разорвать на части. Они также считали, что поезда, проходящие мимо полей, губили посевы, лишали коров молока и даже делали людей сумасшедшими.
источник

ж/д, история, наука, молния, электричество, церковь, психология, страх, ветер, музыка, авиа

Previous post Next post
Up