Многие века верующие всего мира старались уберечь свои души от зла. Иногда зло было сильнее и проникало в человеческие тела, порабощая и уничтожая их. Тогда в битву за людей вступала каста загадочных бойцов - экзорцистов.
Ритуал экзорцизма как минимум на пару тысяч лет старше христианства. В каждой из мировых религий можно обнаружить обряды, заклинания и другие способы борьбы с враждебной сущностью, завладевшей телом человека. Например, в шаманских практиках обряд изгнания злого духа проводился с участием сразу двух «специалистов».
Знахарь старался восстановить душевное равновесие одержимого с помощью трав, настоев и других лекарственных средств. Шаман же в это время входил в транс и беседовал с духами, заставляя их покинуть тело больного.
Соединение двух этих способов обычно позволяло прогнать зло обратно в нижний мир и заставить его забыть о похищении человеческих тел.
С наступлением эры Христа все языческие боги обрели статус нечисти, и у христианских борцов с одержимостью изрядно прибавилось работы. Наибольший расцвет экзорцизма пришелся на Средние века, когда церковь активно училась избавлять человеческие тела от проникшего в них духа дьявола. В это время появился новый термин «паладин», обозначающий рыцаря, посвятившего себя борьбе со злом.
Паладин-экзорцист был, как правило, членом монашествующего ордена и обладал силой, дарованной богом, - молитвой изгонять зло. Интересно, что изгнанием бесов в Средневековье могли заниматься также заплечные мастера: пытка считалась надежным способом заставить злого духа покинуть тело, поскольку, причиняя боль, палач как бы мучил и демона, вынуждая его убраться прочь.
К началу печально известной «охоты на ведьм» католическая церковь выстроила завершенный обряд экзорцизма: в 1614 году папа римский Павел V опубликовал «Римские ритуалы», основанные на многовековом опыте изгоняющих дьявола.
Документ приняли к исполнению, и за годы борьбы с прислужницами сатаны окончательно отшлифовали списки симптомов одержимости и способы изгнания нечисти, одолевавшей людские тела. Они были признаны вполне действенными и почти без изменений дожили до конца XX века.
Христианство исходит из постулата, что в каждом верующем живет частица Святого Духа. Если же человек не верит в Христа - место в его душе пусто, и эту пустоту легко может заполнить зло. Иными словами, место дьяволу там, где уже есть грех, если душа ослаблена пороками, - тогда-то демоны и могут завладеть человеком. Церковные эксперты, изучающие одержимость, выделили несколько признаков, по их мнению, указывающих на присутствие в человеческом теле сторонней демонической силы.
Спокойный до этого человек может сделаться раздражительным и даже агрессивным, ранее равнодушный к «допингам» - проявлять все возрастающее влечение к наркотикам и алкоголю.
Одержимый бесами совершенно не переносит нахождения в храме, во время службы может потерять сознание, прикосновение креста и окропление святой водой вызывают у него острые болевые ощущения, как от ожога.
К физическим признакам одержимости традиционно относят резкие изменения голоса, судороги или паралич отдельных частей тела, проявления огромной для обычного человека силы, возникновение способностей к левитации, бормотание на несуществующих языках.
Чтобы победить демона и убедить его оставить жертву в покое, необходимо строго придерживаться ритуала. Говоря коротко, он включает следующие стадии. Священнику надо убедиться, что жертва именно одержима, а не страдает душевной болезнью.
Одержимому во время изгнания в руки дается распятие, а проводящий обряд должен применить святую воду, доступные реликвии и прочесть определенные отрывки из Библии, осеняя жертву крестом.
Затем экзорцист обязан твердо вопросить дьявола об именах и количестве демонов, овладевших одержимым, и о путях, которыми они проникли в человеческое тело. Узнав имена демонов, он должен возложить руку на одержимого и призвать духа покинуть тело именем Христа. Каждое действие сопровождается молитвами, крестными знамениями и повторяется до тех пор, пока демон не согласится покинуть тело одержимого. Затем читаются охранительные молитвы, и экзорцист просит у Христа защиты для жертвы от будущих посягательств демонов на ее тело.
Поскольку труды изгоняющих дьявола почитались в церковной среде особенно опасными, богословы потрудились составить для них свод профессиональных рекомендаций, абсолютно обязательных для исполнения. Это ремесло было и остается действительно опасным, а потому экзорцист должен следовать правилам, чтобы помочь страждущим и одновременно уберечь собственную душу от вторжения.
Считается, что решившему служить экзорцистом лучше не иметь близких родственников, особенно малолетних. Опасность для близких людей слишком велика, и тот, кто посвятил жизнь изгнанию дьявола, должен в одиночестве нести свой крест. Основными профессиональными качествами для подобных занятий признаются способность к внушению и гипнозу, сильная воля и абсолютная уверенность в своих силах. Страх и сомнения во время проведения ритуала должны полностью исключаться.
Важным моментом является искреннее желание больного бороться за свое будущее. При усилиях с его стороны победить внутреннее зло шансы экзорциста на победу сильно возрастают.
Приступающий к обряду обязан полностью сознавать механизм изгнания бесовской сущности, понимать все возможные осложнения процесса, уметь предварительно оценить степень одержимости и общие шансы своих действий на успех.
Он должен проделывать эту сложную работу столько раз, сколько требуется, до полного излечения одержимого, и обеспечить для него после изгнания опеку людей, которые смогут облегчить период «реабилитации».
Вообще, борьба экзорциста с силами зла не прекращается почти никогда, и любую его слабость слуги сатаны тут же используют для нанесения удара.
Ученые относятся к одержимости скептически, как и ко многим другим явлениям, еще не объясненным наукой. Медики и психологи находят в описании этого недуга ряд вполне реальных болезней, никак не связанных с проделками сатаны. По мнению специалистов, одержимым присущи ярко выраженные симптомы истерии, маниакального синдрома, эпилепсии, шизофрении, раздвоения личности и других психических расстройств. А раз так, то им не нужны отчитки и изгнание бесов, зато отлично помогли бы медикаменты и плотное общение с психиатром.
Сложность состоит в том, что обычно больной совершенно убежден, что он не болен, а именно одержим дьяволом или иными силами зла. И к любому лечению относится как к пустой трате времени, даже в том случае, если внешние симптомы болезни после начала лечения пропадают.
Это убеждение погубило многих уже в наши дни, и медики не смогли помочь им, поскольку даже при экзорцизме важным считается осознание жертвой своего недуга. А для того чтобы пройти лечение у психиатра, обязательно согласие самого больного или его родственников.
Современное общество, казалось бы, слишком склонно к реализму, чтобы бояться козней сатаны. Однако и в XX веке произошло несколько громких случаев экзорцизма, заставивших общество поверить фактам одержимости.
В 1973 году вышел в свет фильм «Экзорцист», в основе которого лежали реальные события, произошедшие с мальчиком, известным под псевдонимом Робби Мангейм. Неприятности начались с ним после того, как мальчик с помощью спиритического сеанса пытался вызвать дух своей тети, умершей недавно. Сеанс был неудачным, но после него в комнате мальчика начала двигаться мебель, стали слышны чьи-то шаги и шум. Сам Робби кричал всю ночь, нарисовал на простынях карту преисподней, а на его груди появились загадочные метки.
Врачи не смогли помочь ребенку, и родители позвали к нему священника. Во время первой попытки экзорцизма мальчик сломал священнику нос и раскидал пятерых взрослых мужчин, пытавшихся его удержать.
Изгнание демонов длилось несколько дней и завершилось успехом только тогда, когда, по свидетельству Робби, в дело вмешался сам архангел Михаил и помог ему прочесть молитву. Всего для излечения одержимости Робби Мангейма понадобилось два месяца и около 30 сеансов экзорцизма.
К сожалению, иногда борьба с одержимостью заканчивалась поражением. Один из примеров тому - история Аннелизы Михель, рассказанная в 2005 году в фильме «Шесть демонов Эмили Роуз». Первые признаки одержимости появились у девушки в 17 лет. Врачи, обследовавшие ее, диагностировали эпилепсию, но семья Аннелизы была очень религиозной и не поверила диагнозу.
Вскоре вслед за сильными судорогами и частичным параличом тела девушка стала слышать странные стуки и видеть демонические лица.
Однажды ее обнаружили на мосту, когда она готовилась прыгнуть в реку. По ее словам, сделать это велел ей дьявол, и тогда приходской священник принял решение провести над девушкой ритуал экзорцизма.
В следующие 10 месяцев два священника попеременно провели около 70 сеансов, 42 из которых записали на диктофон.
Во время обрядов Аннелиза кричала, говорила разными голосами, а когда ее тела касалась рука священника, кричала: «Отпусти, огонь жжет!».
В последние месяцы девушка перестала есть и пить, и в конце концов скончалась во время очередного сеанса. После ее смерти проводившим изгнание демонов священникам предъявили обвинение в причинении Аннелизе смерти по неосторожности, однако во время следствия они продолжали придерживаться версии об одержимости умершей.
Румынский адвокат судится со служителями церкви, не сумевшими изгнать из его дома «пукающих духов»