СУММА ПРОТИВ МОТИВАЦИИ

Jun 08, 2021 14:58

Для начала термины и определения:)

Потребность - внутренняя необходимость, обусловленная телесно, включающая в себя не только поддержание жизни, выживание, но и нормальные условия, необходимые для включения желания. Длительная фрустрация потребности всегда приводит к негативным последствиям для здоровья человека, причиняет прямой ущерб его жизни и здоровью.

Желание - переживание избытка внутренней энергии, которое ищет выход через опредмечивание. Желание - результат человеческой свободы воли. В нем нет необходимости. Именно желание позволяет человеку делать то, что не является необходимым. Как правило желание выражается в творческой активности. Пока у желания нет объекта, оно может эмоционально переживаться как беспокойство или как «скука богов». Фрустрация желания наносит ущерб свободе человека.

Интерес - телесно-эмоциональное выражение желания, маркер интереса - радостное любопытство. Интерес помимо желания как такового включает в свою структуру объект, объект этот нагружается энергией соразмерно его реальной ценности для субъекта и остается просто интересным/желаемым объектом.

Влечение - результат репрессии потребности либо желания, продукт запрета. Влечение чрезмерно нагружено эмоционально, при этом всегда амбивалентно по модели «и хочется, и колется, и мама не велит». Влечение всегда ложно в том плане, что ставки на его разрядку всегда слишком высоки, а запрет на желание искажает его путь к объекту, и чаще всего объект влечения - это ложный объект, запрет сбивает желание с его пути к объекту. Помимо этого, неверно выбранный объект слишком сильно заряжается эмоционально, и тем самым оказывается сильнее субъекта. Субъект влечется к объекту, теряя свою свободу.

Страсть - естественное развитие влечения, следование ему, поглощение объектом запретного желания, влечения. При этом приобретение объекта влечения не дает желанной разрядки, потому что он избран неверно, и итогом реализации влечения является все та же фрустрация и разочарование. При этом переживается это очень тяжело, поскольку объект влечения был заряжен слишком сильно. Вожделенная конфета оказалась пустым фантиком. Если страсть не осознана, то человек не меняет объект своей страсти, а продолжает следовать ей, и наступает на те же самые грабли не единожды, а много раз.

Мотив (в версии А.Н. Леонтьева) - это внешний конструкт, направленный на то, чтобы сделать некую деятельность или объект привлекательными для человека через помещение в приятный контекст, то ради чего человек соглашается вести деятельность, которая изначально его не привлекает, в надежде на то, что человек попробует - и ему понравится. Типичный пример мотивации - реклама. А.Н. Леонтьев предполагал, что после начального этапа, когда человек вовлечется в деятельность, он определяет, интересна она ему или нет, и если интерес не появился, то деятельность можно и нужно менять.

Мотивация - процесс конструирования мотива через использование внешне привлекательных образов. Для мотиватора важно, чтобы другой человек совершил нужные ему действия, поработал на его цель. Что при этом станет с самим этим человеком, ему не очень важно. Для конструирования мотива можно использовать желания, потребности или влечения. Желания использовать как мотив трудно, поскольку желания - результат свободы воли, и имеют индивидуальную природу. Желание изначально не имеет объекта. Поэтому невозможно типологизировать желание. Нельзя собрать «конвейер» мотивации, который работал бы на желании. Остаются только потребности или влечения.

Чтобы потребности можно было использовать в целях мотивации, они должны быть неудовлетворенными, фрустрированными. Чтобы этот тип мотивации работал, необходимо держать людей в условиях, когда потребности не удовлетворяются, держать их в режиме выживания. При этом можно создать какой-нибудь универсальный артефакт, квази-объект, который гарантировал бы ограниченный уровень удовлетворения потребностей. Например, деньги - очень хороший артефакт такого рода, поскольку обладает количественным измерением, обеспечивающим конечность денег, и является универсальным средством обмена предметами потребностей. Побочным эффектом использования потребностей для машин мотивации является неудовлетворенность потребностей большинства людей, причинение прямого ущерба их жизни и здоровью.

Однако, сами по себе потребности эмоционально заряжены не столь сильно, как влечения. Поэтому для целей мотиватора удобнее использовать не потребности, а влечения и страсти. Многие рекламщики говорят о том, что «смертные грехи» лучше всего продают товары. Чем дольше и устойчивее культурный запрет, тем сильнее влечение, и тем проще использовать силу влечения для опредмечивания его в товар или услугу. Временный запрет, например, законодательный, тоже работает, хоть и не настолько эффективно. При этом ренту с такого запрета снимает и продавец, создавая объекты, которые помогают преодолеть запрет или реализовать влечение, и государство, которое снимает штрафы за несоблюдение закона. Nothing personal, just business.
Одно из последствий такого подхода к мотивации состоит в том, что человек, опредмечивая влечение в неправильный объект, раз за разом оказывается в ситуации внезапного и сильного разочарования. Эпидемия депрессии и некоторых других психических заболеваний, на мой взгляд, - естественное последствие такого подхода.

Цель - сознательный конструкт, «мысленная модель результата», то, чего, как я думаю, я хочу достичь. В норме цель определяется интересом и соответствует ему, в такой ситуации человек сознательно реализует свое желание. Его эмоции, интеллект и воля работают заодно, на комплексное получение желаемого, удовлетворение и разрядку напряжения. Достижение цели разрушает и цель, и эмоционально-логическую конструкцию деятельности, ведущей к ее достижению.

Сдвиг мотива на цель - ситуация, при которой целью становится не цель деятельности, а мотив - тот самый внешний конструкт привлекательного состояния, ради чего человек начал осуществлять эту деятельность, например, вознаграждение. В этой ситуации происходят две вещи.

Во-первых, формируется зависимость от мотива. Само получение вознаграждения становится целью, которая со временем приобретает характер влечения, поскольку такой мотив-цель оторван от желаний человека и даже от его действительных потребностей, он превращается все в тот же макгаффин, ложный объект, действительной функцией которого является вовлечение человека в ненужную ему активность, но не обладающий для человека действительной ценностью.

Во-вторых, при сдвиге мотива на цель деятельность не связана с интересом, и поэтому она превращается в повинность, а сами усилия, которые человек совершает ради достижения мотива-цели, становятся жертвой, при этом жертвой безрезультатной. Человек получает временную иллюзию счастья, отдавая взамен навсегда время и силы своей жизни. Сама деятельность здесь загружается отвращением и бессмысленностью. В пределе человек теряет в ней себя.

Больше того, эта бессмысленная жертва консенсуально поддерживается сообществом людей, вовлеченных в эту игру. Само количество принесенных жертв становится мерилом полезности человека, его внешней ценности. Эта конструкция призвана защитить психику от осознания бессмысленности того, что он делает. Как в песне у Наутилуса, «здесь мерилом работы считают усталость».

Второй круг невротической защиты от этой бессмысленности выражается в формуле «если ты не готов жертвовать, то это тебе не нужно».

Такую установку я встречал многажды в общении с разными людьми, чаще всего в контексте построения бизнес-моделей. Например, в формулировке «если человек не готов платить, он не возьмет результат». Или в более циничной и честной формулировке: «нужно отсечь неплатежеспособных».

В этой формуле обесценивание реальных потребностей и желаний самого субъекта, его личностных смыслов, доходит до апогея. Принесение себя в жертву ставится обязательным условием удовлетворения потребности, нужды, а желание вместе со свободой человека вообще исключается. Что это за сущность, которая требует человеческих жертвоприношений? Что это за идол, который лжет о необходимости жертвы?

Жертвоприношение - всегда крайняя мера. Я как христианин считаю, что жертв необходимо избегать везде, где это возможно. Одна-единственная действительно необходимая жертва уже принесена в 33 году н.э. Прочее ложно.

Поэтому считаю эту установку не только неверной, но и вредоносной, и опасной. Установку, в которой ценность чего-то (например, товара или услуги) определяется размером жертвы, которую я готов принести.

Вывод здесь для меня очень простой. Если меня кто-то мотивирует - я скорее всего отключу канал связи, в котором эта самая мотивация звучит. Или как минимум буду выяснять его цели и соотносить их со своими целями, потребностями и желаниями. И если и только если они окажутся совместимыми, я буду принимать решение, вести ли дела вместе с этим человеком или людьми, по своему внутреннему убеждению.
Previous post
Up