В конце XIX века супербестселлерами во всей Европе стали две книги, вышедшие почти одновременно, но независимо друг от друга - «Нагота» Генриха Ингевиттера и «Культ наготы» Генриха Пудора. Они и послужили детонатором настоящей психологической революции, очень быстро охватившей все просвещенные страны. Суть этих книг сводилась к тому, что человечество очень много потеряло, навсегда отгородившись от дикой природы стенами жилищ и одеждой, попав тем самым под глубокую зависимость от них. Что для полного физического и психического здоровья организму необходим более тесный, непосредственно телесный контакт с воздухом, водой, травой, росой, и с другими естественными аккумуляторами благотворной природной ауры. Тут надо отметить, что купальные костюмы того времени были похожи на современные ночные пижамы. Вот и решили не укорачивать их, не урезать до размеров бикини, что по тем временам выглядело бы очень эксцентрично, а снять совсем.
Идеи нудизма не просто вошли в моду, они стали показателем культурного уровня человека. Не разделять, а тем более осуждать эти идеи считалось признаком отсталости. Нудизм практиковала вся высшая аристократия, научная и деловая интеллигенция, деятели культуры и искусства.
Естественно, Россия, как крупнейшая европейская держава, не осталась в стороне. В Санкт-Петербурге, а затем и в других крупных городах, образовались общества нудистов. В «отсталых» и «бескультурных» странах - таких, как США, Канада, Австралия - первые нудистские общества появились лишь 30 лет спустя.
Первыми членами Санкт-Петербургского общества были представители высшей аристократии, элиты и богемы столицы. Почетным членом был царь Николай II, его жена и дети тоже принимали активное участие. Летом регулярно устраивались «нудистские воскресенья» с выездами к местам купания. Кроме того раз в 2-3 недели устраивались выезды в «нудистские лагеря». Происходило это так.
На телегах, груженых сухим сеном, общество отправлялось подальше от города, в безлюдные леса и поля. Там все раздевались, сдавали одежду в обоз, а с собой брали только инструменты, посуду и запас продуктов. Женщины принимались за разведение костров и приготовление пищи. Мужчины рубили деревья и строили большой навес для ночлега с крышей из соломы. Землю выстилали слоем сухого сена, чтобы было не жестко спать. По вечерам засиживались за полночь вокруг костра с беседами и песнопением. В полнолуния устраивали танцы вокруг костра под бой самодельных барабанов в духе первобытной экзотики.
Его Императорское Высочество Николай II с гвардейцами Преображенского полка. 1913 г. , Финские Шхеры.
В те годы в большой моде (как сейчас любительское видео) была только-только появившаяся фотография. Николай II очень ею увлекался, оставил после себя огромный фотоархив. Были среди нудистов и другие фотографы.
В 1992 году, когда шло повальное рассекречивание «красных» архивов, по телевидению в рамках программы «Взгляд» показали документальный фильм, полностью состоящий из этих фотографий - царь и министры в костюмах Адама рубят деревья, голая царица с фрейлинами варит кашу у костра, и прочее.
Однако этот фильм больше никогда не транслировался, и все его копии были изъяты из архивов. Ситуация прояснилась, когда через некоторое время, после перезахоронения останков расстрелянной царской семьи, Николая II причислили к лику святых.
Итак, после революции в руки большевиков попал целый архив фото голого царя всея Руси. Возникает логичный вопрос: почему же они не воспользовались таким козырем, не опубликовали? Ведь «Николашку» какой только грязью не поливали, чтобы оправдать его расстрел. И Распутина выставили любовником царицы (царь-рогоносец), и тихий алкоголик он был, и вообще полный даун. А тут документальное подтверждение, что царь - нудист, «мудями тряс», это ж какой бальзам на душу дремучего обывателя!
Что же их удержало?
Ответ простой - большинство революционеров вообще и большевиков в частности тоже практиковало нудизм.
Они ведь тоже были высокообразованными носителями передовых идей, бунтарями против закостенелости «старого мира». Керенский, к примеру еще до отречения царя состоял в обществе СПб-нудистов, да и многие из временного правительства.
Что касается первого «самого образованного в мире» большевистского правительства, то практически все они были нудистами в душе от рождения.
Швейцария, 1915 г.
Ленин начал практиковать нудизм еще в Цюрихе, в среде тамошних умиротворенных интеллектуалов. Когда из России приезжал в гости какой-нибудь социал-демократ, его обязательно возили к нудистским озерам глотнуть духовной и телесной свободы.
Швейцария, 1915 г.
Вернувшись в Россию, Ленин тут же поделился с соратниками европейским опытом и организовал на даче у Бонч-Бруевича общество нудистов. Устав и программа общества, написанные Лениным собственноручно, сохранились в архивах. У Бонч-Бруевича по выходным обнажался цвет диктатуры пролетариата, включая Троцкого, Луначарского, Каменева и многих других. В женской секции лидировала, конечно же, Шурочка Коллонтай - предельно обезбашенная «нечаевка», в последствии создательница сексуальной теории «Стакана воды». Она и Дыбенко в общество привела.
Александра Коллонтай и Павел Дыбенко, 1924 г.
В те времена большевики и не скрывали своей лояльности к нудизму, наоборот, они ей гордились, а приверженность царя к чему-либо передовому им было выгоднее замалчивать. Тем более, они понимали, что если перед собственным народом поставят нудизм в вину Николаю II, то окажутся посмешищем для всей Европы, перед которой им хотелось выглядеть наоборот весьма прогрессивными и высококультурными.
После захвата власти большевиками никто из них, даже Ленин, толком не знал, что делать дальше. Знали, что надо строить коммунизм - а как его строить?
Очень просто - надо создавать коммуны, пока все население России не станет членами коммун, а потом все это объединить в один большой коммунизм.
Сельская коммуна в подмосковье, 1925 г.
В этих коммунах, больших «шведских семьях», селившихся в реквизированных у буржуазии особняках, процветал не только нудизм, но и множество других извращений на идеологической почве.
Вернее, нудизмом это уже назвать нельзя. Именно с этого времени термин «Нудизм» был скомпрометирован и получил в сознании большинства россиян крайне негативный оттенок. Если раньше нудизм воспринимался как благородный порыв к полному сближению с природой, как попытка отбросить ханжеские пережитки «инквизиторской» морали и психологическую зависимость от одежды, и даже как оздоровительная система, то теперь он стал пропагандистским инструментом, доведенным до полного маразма. Девизом красных нудистов стало - Долой одежду, как буржуазный предрассудок, навсегда и со всего человечества!
Акция общества "Долой стыд!" Москва, Красная площадь, 1925 г.
Вот что пишет Сергей Глезеров:
Летом 1925 года в Москве появилось общество «Долой стыд!». Группы людей по шесть-десять человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперек обнаженного тела, было написано: «Долой стыд - это буржуазный предрассудок». На женщинах не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Причем они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Затея не вызвала понимания в обществе: говорят, бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами.
Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе впоследствии вспоминал: «В 1925 году для пропаганды некоторые члены эксцентричного общества «Долой стыд!» были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т. д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».
После некоторого раздумья Народный комиссар здравоохранения Семашко от имени правительства осудил попытки ходить голыми по Москве. При этом он выдвигал главным аргументом следующий: «неподходящий климат, слишком низкая температура Москвы, грозящая здоровью населения, если оно увлечется идеями общества «Долой стыд!». Наркомат здравоохранения выяснил, что воздух городских улиц перенасыщен пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи. Поэтому рекомендовалось не появляться на городских улицах без одежды, а полезный свежий воздух и солнечный свет искать на окраинах города и берегах водоемов...
Постепенно в правительстве сформировалось мнение, что с этим «нудистским» беспределом пора заканчивать. Сталин, усвоивший выгоду внешнего благопристойного аскетизма еще в духовной семинарии, быстро навел порядок. Обнажение на людях отнесли к статьям УК «хулиганство» и «нарушение общественного порядка». К 30-му году с нудизмом в СССР было покончено, он стал считаться преступлением.
В Европе тем временем стадия бума закончилась, распространение нудизма неспешно пошло своим чередом. Были, конечно, и там отклонения, перегибы, но постепенно время их сгладило. Нудизм стал обычным делом, нормой жизни, никого уже не шокировал и даже не удивлял. Особенно широко он распространился в странах северной Европы - в Германии, Австрии, Швейцарии и по всей Скандинавии.
Гитлер очень поддерживал нудизм, включил его в программу государственной политики. Немецкие «пионеры и комсомольцы», члены «Гитлер югенд» укрепляли свой спартанский дух в летних лагерях, где и мальчики, и девочки проводили весь сезон вообще без одежды, спали в палатках на травяных циновках.
Солдаты Вермахта принимают солнечные ванны под Смоленском. Июль 1941 г.
В Эстонии, Литве и Латвии к 1945 году уже не было отдельных «нудистов» и «ненудистов». Большинство там с детства привыкло отдыхать на пляжах только голышом. Не удивительно, что после присоединения этих стран к СССР, нудизм там так и не удалось искоренить полностью.
В России возрождение нудистского движения началось лишь в середине 90-х годов. Все опять пришлось начинать с нуля, как и 100 лет назад. От термина «Нудизм» пришлось отказаться, он был слишком скомпрометирован. Перешли к термину «Натуризм», который к сексуальной ориентации и к «натуралам» не имеет никакого отношения, а происходит от латинского «Натурэ» - Природа.
Однако, главная идея натуризма, что человек может оставаться нормальным цивилизованным человеком независимо от того, есть на нем одежда или нет, пока еще не нашла в среде большинства россиян реального подтверждения. Натуризм все еще принято считать экзотическим сексуальным отклонением. По части представлений, как нужно вести себя обнаженным и в присутствии обнаженных людей, мы действительно пока еще находимся в темном средневековье. Но так или иначе, в конечном итоге здравый смысл и человеческое достоинство должны найти компромисс с нашей внутренней древней природой, которой мы сами в себе до сих пор так боимся и так стыдимся.