Aug 11, 2024 16:23
.... Сейчас теория общественного договора, безусловно, переживает ренессанс. Нашими власть предержащими теория общественного договора очень активно эксплуатируется, в том числе и в лексике путинского правительства, путинского режима. Идея общественного договора занимает очень серьезное место. Идея общественного договора, в том числе риторика общего блага, позволяет - при условии принятия этой риторики, разумеется, - серьезно ограничивать права отдельных граждан в пользу государства, которое представляется в данном случае именно автором общего блага.
Если отходить от современных российских реалий, то мы все равно придем к возрождению риторики общественного блага: одно из наиболее мощных течений в современной политической философии - это неоаристотелианство, ярко выраженное, в частности, в философии Соединенных Штатов. Последние лет тридцать очень активно возрождается риторика общественного блага, общественного договора на фоне общего кризиса Евросоюза и международных организаций, событий последних 10 лет - признание Абхазии с Осетией, проблема с басками и Каталонией в Испании, Сербия и Хорватия опять-таки и так далее. Все эти горячие точки, с одной стороны, порождают разговоры о кризисе международного права, с другой стороны - манифестируют кризис двух вещей.
Во-первых, в последние годы очевиден начинающийся кризис рационального сознания и рационалистического осмысления картины мира, что влечет за собой возвращение в политику религиозной риторики и во многом возрождение актуализации того, что принято называть политической теологией. Как следствие этого появляется дискурс мистического тела государства, дискурс Левиафана, если угодно. Во-вторых, это кризис существующих международных институтов, таких, как НАТО, ООН. Кризис не значит смерть. Из кризиса можно выйти еще более сильным.
Взамен им ничего не предлагается. Дело в том, что если рассыпаются международные организации, то начинается возрождение риторики государства нации. Ничего другого здесь человечество пока не придумало.
Я сошлюсь на живого классика испанской политической философии Далмацио Негро Павона, который в последние годы утверждает, что государство, с одной стороны, входит в кризис, и государство сейчас - скорее отрицательное начало, нежели положительное. Но с другой стороны, единая Европа как империя существовать не может. А если она не сможет состоять как единое, значит она снова рассыпется на государства-нации. А кейс, связанный с возрождением государства-нации, мы увидели после терактов 13 ноября: введение чрезвычайного положения и временное закрытие границ во Франции.
Вся политическая философия развивается, если угодно, циклично. Самоочевидно, что политическая философия развивается, повторяя свои пути, по спирали, если угодно. Возврат к логике общего блага происходит не первый и не второй раз. Последующий откат от него в пользу естественного права и естественных прав человека мы тоже видели уже много раз ....
полиморсосИК?,
фсёеторокендрол,
нескушный жизненный процесс,
приметы Мира,
диарейное