ПЕНЗА. Дом героя Советского Союза Константина Бадигина

Feb 29, 2012 18:25

22 апреля 2009 года на улице Куйбышева в Пензе загорелся Дом Бадигина. Это историческое здание - усадьба XIX века, в которой в 1910 году родился исследователь Арктики, капитан дальнего плавания, кандидат географических наук, писатель, герой Советского Союза Константин Бадигин.
  Это здание включено в региональный реестр памятников истории и поэтому снести его нельзя, потому что исключить его из реестра может только правительство РФ.  Право на реставрацию (во всех источниках указано именно это слово - реставрация) сгоревшего в апреле 2009 года дома получило ОАО «Пензхиммаш», которое должно востановить здание по утвержденным эскизам и чертежам.
  Бадигин Константин Сергеевич - советский капитан дальнего плавания, исследователь Арктики, писатель, капитан ледокольного парохода «Георгий Седов» Главсевморпути.


Родился 29 ноября 1910 года в городе Пенза в семье агронома. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. Работал в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) на такелажной фабрике «Красный водник». Окончил Владивостокское мореходное училище (1932; поступил на 2-й курс, окончил экстерном за 1,5 года), Московский государственный педагогический институт (географический факультет), аспирантуру при Московском государственном университете.

С 1928 года матрос на пароходе «Индигирка», затем рулевой на пароходе «Симферополь», помощник капитана ледокола «Малыгин». С 1932 года штурман. С 1933 года в Архангельске - матрос на лесовозе, затем 3-й помощник капитана на «Юшаре». В 1935-1936 годах 3-й помощник капитана ледокола «Красин», в 1937-1938 годах 2-й штурман ледокольного парохода «Садко», который в ходе плавания был затёрт в море Лаптевых льдами вместе с ледокольным пароходом «Георгий Седов» и ледоколом «Малыгин».

В марте 1938 года, когда большинство людей с кораблей было вывезено самолётами, он был переведён капитаном на ледокольный пароход «Георгий Седов» (на должности с 18 марта), на котором с командой из 14 человек совершил дрейф во льдах Северного Ледовитого океана. Дрейф продолжался 812 суток (с 23 октября 1937 года по 13 января 1940 года) и завершился в Гренландском море.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы исследований в трудных условиях Арктики и проявленное при этом мужество и настойчивость, капитану ледокольного парохода «Георгий Седов» Бадигину Константину Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 226).

Согласно этому же Указу, каждому из пятнадцати участников дрейфа, удостоенных высшей степени отличия СССР, была вручена денежная премия в размере 25000 рублей. Ледокольный пароход «Георгий Седов» был награждён орденом Ленина.

С 1940 года начальник штурманско-навигационной службы Морского управления Главного управления Северного морского пути.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. С июля 1941 года в ВМФ - начальник штаба уполномоченного ГКО по перевозкам на Севере (город Архангельск), с сентября 1941 года начальник проводки транспортов - командир ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. С июля 1942 года начальник Архангельского штаба морских операций. Одновременно был назначен капитаном парохода «Сталинград». Ожидал его прибытия с грузом из США (по программе помощи по ленд-лизу). В командование не вступил, в связи с гибелью парохода 13 сентября 1942 года, шедшего в составе каравана судов PQ-18. С декабря 1942 года 1-й заместитель начальника Управления Беломорских ледовых операций.

С июня 1943 года занимался перевозками грузов из США во Владивосток, в 1943-1945 годах капитан теплохода «Клара Цеткин» на Тихом океане. Назначение его на должность капитана «Клары Цеткин» состоялось в июле 1943 года, когда этот теплоход вместе с судном «Тымлат» прибыли на ремонт в Совгаванский завод № 1 Морского пароходства. Теплоход «Клара Цеткин» в апреле 1943 года, получил значительные повреждения днища под вторым и третьим трюмом. Как вспоминал сам капитан судна К.С.Бадигин, ремонт в Советской Гавани производили в доке: с помощью дублировок, подварки заклёпок и подкреплений, временно обеспечивающих живучесть судна. Всё было сделано быстро, и спустя некоторое время «Клара Цеткин» ушла с грузом досок (около трёх тысяч тонн) в один из американских портов. Из США теплоходу предстояло доставить во Владивосток восемнадцать паровозов вместе с тендерами. По прибытии в США судну был сделан ремонт в американском доке, после чего все паровозы были благополучно доставлены во Владивосток.

С 1946 года капитан 3-го ранга К.С.Бадигин - в запасе. До 1969 года капитан дальнего плавания (город Калининград), занимался приёмкой судов, построенных за рубежом, руководил Калининградским отрядом по подъёму судов, затопленных во время войны. В 1960 году создал в Калининграде отделение Союза писателей РСФСР, но от поста секретаря отделения отказался.

Занимался писательской деятельностью. Автор воспоминаний и исторических трудов: «На корабле «Георгий Седов» через Ледовитый океан» (1940), «Три зимовки во льдах Арктики» (1950), «По студёным морям. Очерки по истории ледовых плаваний русских поморов» (1956), «На морских дорогах. Записки капитана» (1978); приключенческих романов и повестей: «Путь на Грумант. Чужие паруса» (1953), «Покорители студёных морей» (1957), «Чужие паруса» (1969), «Секрет государственной важности» (1966), «Кольцо великого магистра» (1969) «Корсары Ивана Грозного» (1973), «Кораблекрушение у острова Надежды» (1978), «Ключи от заколдованного замка» (1980). В 1993 году издательством «Терра» выпущено собрание сочинений К.С.Бадигина в 5-ти томах. В соавторстве с В.М.Крепсом написал сценарий фильма «Море студёное» (1955).

С 1973 года председатель Комиссии по морской художественной литературе Союза писателей СССР.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 17 марта 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 9-3).

Капитан 3-го ранга, кандидат географических наук (1953). Награждён орденом Ленина (3.02.1940), орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями.

Его имя присвоено проезду в Архангельске (1984) и Мезенской районной библиотеке Архангельской области.

Биография дополнена М.В.Музалевским (г. Юбилейный)

Источник - http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5124

Исторические труды:
  • «На корабле „Георгий Седов“ через Ледовитый океан» (1941)
  • «Три зимовки во льдах Арктики» (1950)
  • «Разгадка тайны Земли Андреева» (1953, в соавторстве с Н. Н. Зубовым)
  • «По студёным морям. Очерки по истории ледовых плаваний русских поморов» (1956)
  • «На морских дорогах» (мемуары, 1978)

Художественные, исторические и приключенческие романы и повести:
  • «Путь на Грумант» (1953)
  • «Покорители студеных морей» (1957)
  • «Чужие паруса» (1959)
  • «Секрет государственной важности» (1966)
  • «Кольцо великого магистра» (1969)
  • «Корсары Ивана Грозного» (1973)
  • «Кораблекрушение у острова Надежды» (1978)
  • «Ключи от заколдованного замка» (1980)
  • «На затонувшем корабле»
  • «По студёным морям»

Сценарии:

Источник - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E4%E8%E3%E8%ED,_%CA%EE%ED%F1%F2%E0%ED%F2%E8%ED_%D1%E5%F0%E3%E5%E5%E2%E8%F7



Пенза. Ул. Куйбышева. Дом Бадигина. 18.08.2008


Пенза. Ул. Куйбышева. Дом Бадигина. 24.04.2009



Пенза. Ул. Куйбышева. Дом Бадигина. 24.04.2009



Пенза. Ул. Куйбышева. Дом Бадигина. 24.04.2009



Пенза. Ул. Куйбышева. Место где стоял дом Бадигина. 17.09.2010



Пенза. Ул. Куйбышева. Место где стоял дом Бадигина. 17.09.2010



Пенза. Ул. Куйбышева. Место где стоял дом Бадигина. 17.09.2010



На этой растяжке написано, что данная организация ведёт реставрацию. А реставрация - это воостановление обветшалых или разрушенных памятников старины. Из фотографий видно, что историческое здание полностью снесли. В лучшем случае на этом месте построят копию Дома Бадигина. Ещё одна потеря старой архитектурной Пензы.

дом Бадигина, дом Бадигина Пенза, Пенза

Next post
Up