В медиевистике набирает популярность направление Queenship studies - изучение реализации властно функции сувереном женского пола в условиях, выстроенных мужчинами и под мужчин. Адекватный перевод термина queenship в этом контексте на русский язык меня занимает уже несколько месяцев, но речь пойдет не о дефинициях, а о самом явлении. У современниц можно часто встретить илюзорное представление о том, что все войны развязывались мужчинами и вообще все плохое - от них.
Примеров продолжительного нахождения женщин на высших властных постах в истории - множество, и в эти периоды войн велось не меньше и жили не лучше, чем при правителях-мужчинах.
Уже в 13 и 14 веках можно найти примеры, когда женщины правила в отсутствие мужа и сына, поддерживая порядок в стране.
Это Бланка Кастильская, внучка нашей любимой Алиеноры Аквитанской, жена короля Франции Людовика VIII. Как королева-мать, 10 лет была регентшей в малолетство своего сына, будущего Людовика Святого, и еще 4 года правила в период похода Людовика за святостью в Иерусалим. И Жанна Бургундская, которая правила, пока муж воевал с королем Англии Эдуардом III за французскую корону (муж - Филипп VI, это он потом уведет из-под носа у сына Иоанна невесту).
Бланка Кастильская Жанна Бургундская, ок. 1333-1350
(фрагмент миниатюры
из Bible moralisée de Tolède, 1240)
А вот Изабелла Баварская, жена Карла Шестого Безумного, не только не способствовала сохранению единства Франции, но и, фактически, сдала ее англичанам (в тот период столетней войны англичане выступали куда успешнее французов, но мы-то знаем, чем все закончилось), наплевав на собственного сына и наследника Карла (впоследствии Седьмого, на стороне которого выступала Жанна д'Арк и при котором закончилась Столетняя война).
Изабелла Баварская ок. 1410-1414
Самый продолжительный период правления женщин во Франции начинается в конце 15 века, когда Анна де Божё стала регентом при малолетнем брате, будущем Карле VIII и проявила себя в этом качестве блестяще (в том числе и в период войны, которая длилась два года). Ее кузина Луиза Савойская имела большое влияние на своего сына, короля Франциска I (это период Итальянских войн, но вопросы скорее к Франциску, Луиза как известно, принимала участие в мирных переговорах).
Анна де Божё Луиза Савойская
В 1559 г. начался период Екатерины Медичи, ее неофициальное правление продолжалось почти 30 лет - период религиозных и гражданских войн во Франции (хотя здесь Екатерину можно обвинить скорее в отказе поступиться интересами династии, чем в разжигании конфликтов).
Екатерина Медичи
К слову, у самых продвинутых и влиятельных на тот момент соседей тоже был всплеск феминизма - в Англии Мария и Елизавета Тюдор правили почти 50 лет на двоих, а в Нидерландах на протяжении 23 лет штатгальтером была Маргарита Австрийская (клан Габсбургов). Смело можно говорить о том, что в 16 веке влияние женщин на жизнь Европы было велико, как никогда до тех пор.
Маргарита Австрийская, 1495
На 17 век приходятся регентства Марии Медичи и Анны Австрийской, не окончившиеся с наступлением формального совершеннолетия королей - Людовика XIII и XIV соответственно, а также продолжение религиозных и гражданских войн.
Мария Медичи Анна Австрийская
За 178 лет дамы во Франции фактически правили более 80. Воевали, да, но при этом все, кроме Изабеллы Баварской, благополучно (насколько позволяли обстоятельства) передавали власть своим сыновьям (или брату).
А вот XVIII век, иногда называемый "женским" - это уже век прямого (а иногда и абсолютистского) правления женщин, не при мужчинах, а в качестве суверена. Мария Терезия, эрцгерцогиня Австрии и король (!) Венгрии правила 40 лет.
Король Венгрии
В Российской Империи, с Екатерины I до Екатерины II Великой насчитывается 68 лет нахождения женщин у власти.
Екатерина I Анна Иоанновна Анна Леопольдовна Елизавета Петровна Екатерина II
Даже во Франции 20 лет на политику Людовика XV влияла мадам Помпадур.
Маркиза Помпадур
Я назову только самые известные войны того периода, происходившие при участии этих государств: Война за австрийское наследство, Семилетняя вон, Русско-турецкая война.
Так что, дело, все-таки, не в гендере, а в самой функции. Впрочем, и итоги правления тоже определяются не У-хромосомой, а масштабом личности.