В воскресенье мы немного прочувствовали, каково это. Сходили на экскурсию в дизель-электрическую лодку Б-307.
![](http://i013.radikal.ru/1607/ef/dbe3bfaae593.jpg)
Для масштаба, так сказать...
Лодку в Тольятти выписали из Кронштадта. Сначала ее везли по реке, на грузовых понтонных платформах, потом тащили по земле. И это была целая история.
Внутри, что удивительно, довольно тесно.
![](http://s020.radikal.ru/i709/1607/b6/b05b525f29f5.jpg)
Это мы в торпедном отсеке и там, где мы стоим (небольшая платформа примерно 1м на 3м) располагались койки 14 матросов.
И эта лодка считалась "повышенной комфортности", потому что в еще одном отсеке, где обычно хранился боезаряд, разместили 27 спальных мест, и члены экипажа получили возможность спать не посменно, а каждый на своей койке. Даже представить сложно, как это - полгода спать посменно.
Мы увидели рубку капитана (площадью примерно 3 квадратных метра), офицерские рубки, кают-компанию, рубку акустиков, шифровальщика, радиорубку. Акустики работали по 4 часа, парами. И все 4 часа слушали, что происходит за бортом (на эту работу принимали людей с идеальным слухом). Они должны были отличать до 100 различных шумов: косяк рыбы, другая подводная лодка, дельфины. Интересно, что и сейчас такие специалисты востребованы, в эпоху всяких компьютерных технологий.
Камбуз на подводной лодке надо показывать всем, кто комплексует по поводу размеров своей кухни. По-моему, он был размером не более 4-5 квадратных метров. И там готовили еду на 78 человек четыре раза в день. Как - не понятно.
Вообще, посмотрев, в каких условиях служили подводники понимаешь, что эти люди просто герои. И хорошо иметь мирную профессию.