Византия-Рим-Стокгольм

Jan 05, 2016 00:02

А напишу-ка я ...
Пост короткий о красоте. Или об избыточности, или о мере, или о том, как вообще оставить о себе память потомкам. Да обо всем напишу.
Ведь что сейчас происходит? По сути мне и многим читателям этого блога нравится  архитектурная такая Икея. Как бы мейнстрим с "чудными" (ударение, где хотите) пропорциями, иногда даже с изюмом, попадающемся в пресных протестанских булках. Архитектура-невидимка. Пройдешь и не заметишь. Не мешает и славно! Так?! Не выпячивается. Скромничает. Ведь даже самый жесточайший модернизм/посмодернизм/говнизм, если такое определение вообще не считается ругательством в приличном обществе, через года три даже на Тверской перестанут замечать.



Вот пример. Пример уебизма/похуизма из 90-х годов. Все бегут, смотрят под ноги, и никто не делает различия между "сталинским" соседом из 40-х и этим недорозумением. Можно соврать самому себе, начать доказывать, что замечаете, что бесит, но не поверю. Проверял, задавая вопрос коллегам про детали на том или ином фасаде домов на Садовом или даже рядом с работой на Тверской. Никто не смотрит, не изучает их. Все бегут по своим делам,  в поле зрения попадают только магазины и витрины на первых этажах.

[Spoiler (click to open)]Я к чему: можно хоть в Замоскворечье, хоть рядом с Кремлем поставить скромный "икеевский" домик как из вчерашего поста, и горожане быстро к нему привыкнут. Ок как бы из 2015 года, но как бы мог случиться и в 1920 лишь в других материалах. Главное - он по массе и по высоте не нарушает сложившуюся вокруг атмосферу. Ведь мы ставим его не в Замоскворечье времен Островского, а в изрядно покареженное советским временем пространство. Можно считать это не оправданием, а констатацией факта присутствия рядом здания Гостелерадио и РосАтома с цк-скими и министерскими башнями впридачу. Сделал подобный "шедевр", и никто через 50 лет не вспомнит, что это было...



Но пост даже не об икее. А том, как сделать так, чтобы здание заметили и через 100 и через 200 даже лет, если время пощадит творение. Вот пример из Киева. Все здесь случилось, все получилось. Выгодное положение, при котором у архитектора была возможность нарисовать не один уличный фасад, как бывает часто при городской застройке "строчкой", а создать интересную объемную композицию. Буйная фантазия и "несомненный" талант автора принесли этому жилому дому славу. Уж точно 50 процентов прохожих голову поднимут. Хотя сознаю, что мало кто рассматривает подробности. А ведь их достаточно.




Можно привести еще множество примеров подобных незабываемых шедевров. Смысл всегда один. Хочешь создать в России вещь на века усердствуй в гиперболизации, не ограничивай себя в средствах и упаси тебя следовать тенденциям из Европы. Делай без оглядки, время поставит все на свои места. Как сказал мне лет 12 назад ГАП в Капстройпроекте: а не пошутить ли нам на фасаде, а то как-то скучно.

Шутите, и останетесь в истории и путеводителях по Москве.
И напоследок любителям исторической справедливости. Не стоит, как мне кажется, делать вставную металлокерамику в ордерной системе, неуклюже копируя прошлое. В нашей византийской культурной традиции принято впитывать все, выдавая непредсказуемый, радующий душу и глаз, результат. Так и прорвемся:)))



юмор, мысли, Россия, архитектура, менталитет

Previous post Next post
Up