Оригинал взят у
lagushka в
Лекция для умирающего о том, как надо было жить... или Надо было смотреть под ноги.Про "надо было". Вооооооо. Это меня раздражает.
Надо было смотреть под ноги.
Надо было меня слушать.
Надо внимательнее быть (после огорчающего события) и т.п.
О чем это?
А о том, что тебе, дружок, нельзя ошибаться. Твои ошибки - это не твое дело, а моя беда. Ты ничего сам не понимаешь, я все за тебя решу: только слушайся (тебя вообще-то на самом деле нет). До твоей боли мне нет дела вообще и до твоего огорчения. Ты упал, а я создаю себе вымышленный мир, в котором ты посмотрел себе под ноги (как тебе приказывали) и не упал. И видишь, родной, ты виноват, что мой идеальный мир дает течь. Как тебе не стыдно, так меня горчать своими поступками: падениями, неудачами, горем! Это все ничто по сравнению с моей картинкой. На твою боль, на твою обиду мне наплевать, на твое состояние здесь и сейчас. И тебе должно быть наплевать. Ты упал и должен теперь переживать, что все не предусмотрел и не посмотрел под ноги. Если ты захочешь, деточка, ты сможешь контролировать все. А если ты не все контролируешь, это только потому, что ты не слушаешься родителя. Больно? Надо было смотреть под ноги. Сломалось? Надо было быть аккуратнее. Живот болит? Надо было поесть нормально. Плачешь? Надо было меня слушаться. Споткнулся? Надо было игрушки с пола убирать.
Это запреты на ошибку и на бесконтрольность. Если произошло что-то плохое в этом мире, это потому что ты не проследил и не предупредил. Ты за все в ответе.
Меня от этого трясет, а значит, здравствуй, Женя, ты тоже так делаешь.
А что такого, собственно? Это же правильно извлекать уроки из своих ошибок. Да, правильно. Но сначала надо ошибку признать существующей. А некоторые вещи вообще никакие не ошибки, потому что есть такая вещь как случайность.
В следующий раз смотри под ноги - звучит более щадяще, хоть и тоже ничего хорошего. Хотя, может, это мои особенности. Да, в общем, так же паршиво звучит.
Обе фразы про то, что жить надо в прошлом или в будущем, где твоей ошибки, боли, грусти, обиды не было или не будет.
Это отношение заставляет еще больше сокрушаться из-за того, что ошибка случилась, но при этом не признавать ее существование. Ее как бы нет. Вот смотрел бы под ноги - не упал. Вот буду смотреть под ноги - не упаду.
Ошибся? Нужно было не ошибиться. Надо было смотреть под ноги. Кому это надо было, чтобы я не ошибся?
Ах. Это же про неумение ценить то, что случилось. Про неумение ценить то, что у тебя есть. Про то, что ты все время направлен на то, как бы потом не ошибиться, и что нужно было сделать до этого, но не достаешь лед, чтобы приложить его к шишке. Не перебинтовываешь рану, чтобы остановить кровь. Не накладываешь шину, чтобы срастался перелом. Не жалеешь себя и не лечишь. А только думаешь, хромой, истекающий кровью, кривящийся от боли, что в следующий раз я не упаду, и в этот не упал бы, если бы смотрел под ноги. Это важно смотреть под ноги. А кровь течет по лицу, глаза заплыли, лицо - один огромный кровоподтек, суставы сломаны, ты почти ползешь и думаешь: Надо было смотреть под ноги, теперь мне важно только смотреть под ноги...
Это про то, что меня нет. Есть только мои промахи. А меня нет. Раны перевязывать некому. Другие не перевязывали никогда, когда я падал, и я не умею. И иду и не понимаю, почему я все чаще и чаще падаю, я же только и делаю, что смотрю под ноги?
Аааааааа! Я еще поняла! Я тоже так делаю! Когда я говорю другому "Надо было с ребенком так-то", я же тоже в этот момент игнорирую его раны и отрицаю его ошибки и не признаю за ним возможности ошибаться. Переношу фокус с него на ситуацию, как надо было и как надо будет. А надо любить его и перебинтовывать его, а не того, который мог бы быть и который в следующий раз будет.
Внимательно смотреть на упавшего и видеть его раны. И думать, как перевязать, а не отворачиваться в сторону "должествований" или будущего.
Когда ребенок делает какие-то гадости, это значит, что он упал. И нужно в этот момент не рассказывать ему, что делать в следующий раз и как надо было себя вести, а посмотреть на него и увидеть рану. И перевязать. А рассказывать о технике безопасности лучше человеку, который не корчится от боли и не обессилен потерей крови.