Двойные пароходы.

Dec 27, 2016 15:35

В фильме "Монах и бес" есть момент, когда Николай Первый пеняет Бенкендорфу на то, что тот является соучредителем общества двойных пароходов. На вопрос, что это за штука такая, Бенкендорф отвечает: "Это такая штука, понимаешь, хорошая штука. Ну штука такая." Естесственно, я решил порыть. И нарыл.
Примерно в начале 30-х годов военный инженер генерал-лейтенант А.К.Шильдер обратил внимание на неудобство поездок из Санкт-Петербурга в Кронштадт, а так же на отсутствие связи между городом и пригородом по берегам Финского залива.
Существовавших на тот момент пароходах Чарльза Берда было недостаточно. Кроме того, согласно договору,Чарльз Берд, создатель первого русского парохода и владелец пароходного завода в Санкт-петербурге вообще имел привилегию на "исключительное право пользования паровыми судами". Естесственно, в данной ситуации было очень желательно обойти эту привилегию, не договариваясь с Бердом, как владельцы других заводов. Одним из таких способов стало строительство паромов, или паромных пароходов. Кроме того, было крайне желательно не прерывать паромное сообщение на зиму, что требовало установки специального ледопильнокольного оборудования.
В начале марта 1835 г. К.А.Шильдер обратился в министерство финансов с прошением о привилегии на строительство и введение в употребление паромных пароходов, снабжённых ледокольнопильными механизмами. К лету того же года он убедил А.Х. Бенкендорфа и сенатора Н.П.Дубенского выступить вместе с ними соучредителями акционерного общества.
Паром Шильдера представлял собой, по сути, катамаран с железным корпусами, между которыми находилось гребное колесо. Две паровые машины находились внутри корпусов или на палубе. Они приводили в движение не только это колесо, но ледо...ные механизмы. Из-за такого устройства эти пароходы и назывались двойными. Малая осадка парома позволяла надеятся на высокую скорость и проходимость на мелководье. Шильдер получил желаемую привилегию на 10 лет для кораблей с ледо...ными устройствами и на шесть лет без оных. Деятельность акционерного общества распространялась "от Балтийского моря по всем системам судоходства до устья реки Волги и обратно" Строил корабли Александровский завод. Пристани  располагались на Английской набережной в Петербурге, в Петергофе и на Кронштадте.Всего было построено три таких корабля: "Опыт", "Михаил", "Пётр Великий". Но опыт их использования оказался неудачным. Из-за громоздкости ледо...ного оборудования скорость пароходов была слишком мала, и даже сам Шильдер называл их "паростоями". В 1844 году они были выведены из эксплуатации. От них не осталось даже чертежей. Через двадцать лет на воду был спущен ледокол "Пайлот" Кронштадского купца Бритнева. Ещё через 55 со стапелей был спущен арктический ледокол "Ермак" адмирала Макарова.

наука, Прошлое

Previous post Next post
Up