ДАЙДЖЕСТ
Экономика России
● Росстат подтвердил рост ВВП в 1 квартале на 3,5%.
● ЦБ упрямо ведёт экономику к кризису, сжимая денежную базу. По итогам мая годовое падение составило -19,5% в реальном выражении.
● Инфляция по итогам июня может снизиться до 15,8%, об этом говорят недельные данные на 10 июня.
● Падение денежной базы продолжается и в июне, об этом говорят данные по узкой денежной базе. При инфляции в 15,8% (ожидаемая) узкая денежная база растёт темпом 1,1% годовых. Это означает сокращение в реальном выражении, причём двузначными темпами.
● ЗВР за неделю незначительно выросли.
Росстат подтвердил рост ВВП в 1 квартале на 3,5%
О таком росте было сказано ещё в майской
предварительной оценке.
Сейчас эта оценка
подтвердилась.
Отметим два момента:
1. Низкие темпы при Набиуллиной. Среднегодовой темп ВВП (синяя линия на графике) при Эльвире Набиуллиной (глава ЦБ с июня 2013 года) лишь по итогам 4 квартала 2021 года впервые преодолел отметку в 3% (красная пунктирная линия).
2. Будут пересмотры. Оценки ВВП пересматриваются порой пять раз и более. Об этом на ПМЭФ-2022 сказал министр экономического развития Максим Решетников. Он отметил, что когда принимал пост у Максима Орешкина рост ВВП 2019 года оценивался в 1,6%. После многочисленных пересмотров этот рост сейчас оценивается в 2,2%. Когда мы прогнозируем ВВП, надо понимать это, отметил Решетников.
ЦБ упрямо ведёт экономику к кризису
На 1 июня денежная база (в широком определении) составила 18,7 трлн. рублей.
Это чуть выше, чем месяц назад (18,3 трлн), но на 5,7% меньше, чем на 1 июня прошлого года.
Это уже третий месяц сокращения денежной базы подряд.
В реальном выражении (после корректировки на инфляцию) всё ещё хуже.
Реальная денежная база за последние 15 лет (с 1 июня 2007 года) выросла на жалкие 9% (менее 1% в год), что и является одной из главных причин стагнации в российской экономике в эти годы.
Падение реальной денежной базы с 1 июня 2021 составило -19,5%, а с 1 марта 2022 -24%.
Более глубокие провалы ЦБ допускал только в кризис 1998 и 2008 годов. А при Эльвире Набиуллиной такой провал наблюдается впервые. ЦБ уверенно ведёт экономику к кризису.
Сжатие денежной базы повышает риски в банковском секторе, см.
"На "плечах" Набиуллиной".
Инфляция по итогам июня может снизиться до 15,8% годовых
С 1 по 10 июня среднесуточный рост цен составил -0,014%. То есть, это был не рост, а падение цен. Если такие темпы сохранятся до конца месяца, то по итогам июня инфляция опустится до 15,8% годовых.
На графике это выглядит так.
Даже такой рост цен всё равно остаётся выше, чем рост денежной массы (последние данные на 1 мая: 15,7%). Если за май и июнь темпы роста денежной массы не подросли, то падение реальной денежной массы продолжится. Судя по динамике денежной базы (см. выше “ЦБ упрямо ведёт экономику к кризису”), ожидать ускорения темпов роста денежной массы не приходится.
В условиях, когда страна переживает тяжелейшую вынужденную трансформацию, а в рублёвую зону вовлекаются новые миллионы людей и тысячи бизнесов из Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей, это равносильно удару под дых. И трудно сейчас предсказать, не отправит ли такой удар всю российскую экономику в нокаут.
Узкая денежная база продолжает падать в реальном выражении
Узкая денежная база (УДБ) за неделю с 3 по 10 июня выросла с 14,16 до 14,29 трлн рублей.
Это первый случай роста после падения на протяжении трёх месяцев подряд (с 4 марта).
При этом рост остаётся чисто номинальным.
За год УДБ выросла всего на 1,1%. Этот рост сильно отстаёт от роста цен (ожидаемая инфляция по итогам июня 15,8% годовых).
То есть, в реальном выражении УДБ падает двузначными темпами (примерно на 13%). Это означает, что падение денежной базы, отмеченное в мае (см. выше), продолжается и в июне.
ЗВР за неделю незначительно выросли
До 594,6 млрд. долларов выросли международные резервы России к 10 июня.
Неделей ранее они составляли 591,3 млрд.
Никакого провала за 16 недель (с пика 18 февраля 2022 года) в ЗВР не наблюдается.
Раньше к кризисам часто вели валютные интервенции (см.
“Медвежья услуга больших резервов”). Сейчас этого опасаться не стоит: рубль впору не от ослабления, а от укрепления спасать. Да и возможности проводить валютные интервенции у ЦБ сейчас ограничены, слава Богу.