ДАЙДЖЕСТ
● Росстат сообщил, что ВВП в 1 квартале вырос на 3,5%. Это предварительная оценка, она будет уточняться.
● Минэкономразвития спрогнозировало падение ВВП в 2022 году на 7,8% (полностью повторяет темпы 2009 года). Помощник президента Максим Орешкин более оптимистичен и предполагает падение ВВП не более чем на 5%.
● Наш прогноз, основанный на декларированной Центробанком динамике денежной массы, предполагает ещё меньшее (менее 3%) падение ВВП. Но этот прогноз учитывает лишь влияние денежно-кредитной политики, и не учитывает другие факторы.
● Внешнеторговое сальдо в апреле (40 млрд. долларов) стало рекордным. Но росту экономики это не поможет.
● Инфляция по итогам мая может составить 17,4% (ранее мы ожидали 17,6%).
● Узкая денежная база (УДБ) на 13 мая растёт темпами всего 2%. При инфляции в 17,4% это означает сокращение УДБ в реальном выражении двузначными темпами (негативный сигнал).
● ЗВР за неделю сократились до 585 млрд. долларов. Это нейтральная новость, так как сокращение связано не с (вредными) валютными интервенциями, а с переоценкой из-за укрепления доллара к золоту и евро.
ВВП в 1 квартале 2022 года вырос на 3,5%
РОССТАТ
выдал предварительную оценку роста ВВП России в 1 квартале 2022 года: +3,5%.
Скользящий год при этом вырос на +5,6%. В последний раз подобные темпы наблюдались в 3 квартале 2008 года (более 13 лет назад).
Реальный ВВП за скользящий год (сумма за 4 квартала) является лучшим результатом за историю наблюдения.
О прогнозе ВВП России от МЭР и Орешкина
В таблице ниже приведены прогнозы роста российского ВВП различных организаций и экспертов, сделанных после начала спецоперации на Украине.
Стоит обратить внимание на два недавних прогноза (выделены в таблице жёлтым цветом).
Первый прогноз от Минэкономразвития, он предполагает падение ВВП на 7,8%. Можно предположить, что одна из целей такого прогноза - показать, что падение будет «не более глубоким», чем в 2009 году, что наглядно видно на графике ниже.
Ещё более оптимистичен прогноз помощника президента по экономическим вопросам Максима Орешкина. Тот недавно
спрогнозировал, что падение ВВП России не превысит 5%.
Мы считаем, что оптимизм в прогнозах будет постепенно нарастать.
Одна из причин - позитивные итоги первого квартала (см. выше). Так, для того, чтобы сбылся прогноз МЭР, падение ВВП в оставшиеся три квартала должно составить -11%, что выглядит нереалистично при отсутствии новых форс-мажоров.
Вторая причина в том, ЦБ хотя и ведёт нас к кризису, но не к такому глубокому (см. далее).
Наш прогноз ВВП
Есть две новости: плохая - в кризис нас загоняет ЦБ, а не внешние санкции; хорошая - ЦБ загоняет нас в кризис не так глубоко, как того хотели бы заокеанские "партнёры".
Наш прогноз опирается на тесную взаимосвязь ВВП с реальной денежной массой. Эта взаимосвязь с 2011 года несколько видоизменилась (оранжевые точки и красный пунктир на графике).
Математическая зависимость позволяет построить «таблицу умножения ВВП», которая показывает, каким темпам роста РДМ соответствует тот или иной темп роста ВВП.
Прогнозы ЦБ по росту денежной массы и по инфляции на ближайшие три года (2022-2024)
известны (см. таблицу).
Так, ЦБ в 2022 году при инфляции в 18-23% (20,5% - середина прогнозного диапазона, темп роста 1,205) предполагает наращивать денежную массу всего на 5-10% (7,5% - середина прогнозного диапазона, темп роста 1,075).
Это означает, что в реальном выражении денежная масса сократится. 1,075/1,205=0,89 - темп роста реальной денежной массы, что означает сокращение денежной массы на 11%.
Расчёты до конца 2024 года показывают, что такая политика ЦБ в обычных условиях приведёт к падению ВВП на 2,3% по итогам 2 квартала 2023 года (речь о годовом, точнее, «скользящем» четырёхквартальном ВВП).
Подчеркнём: это только вклад ЦБ в падение экономики. Будет ещё вклад других факторов, таких как затруднение расчётов и разрыв цепочек поставок. Фактический рост ВВП (синяя линия на графике) будет отличаться от этого расчётного.
Примерно так же в 2020 году фактический ВВП отличался от расчётного, примерно на 5 процентных пунктов. Тогда это было обусловлено локдауном в апреле. Из-за этого локдауна рабочих дней в 2020 году было много меньше, чем в обычной ситуации, что и стало причиной отклонений.
Ускорение ВВП, которое мы наблюдали, вызвано, в том числе, его возвратом на привычную траекторию, когда ВВП следует за реальной денежной массой.
В 2022 году локдауна не намечается, но могут действовать другие факторы, влияние которых оценить сложно.
Возможен также сценарий, при котором ЦБ откажется от нынешней ошибочной политики, ведущей к сокращению реальной денежной массы и ВВП. В этом случае мы пересмотрим свой прогноз в лучшую сторону.