Попробовал более-менее подробно сформулировать свои мысли про приговор.
Проблема распадается на три части: что сделали девушки, что произошло с обществом, и что теперь делать.
Начну со второй части, и буду рассматривать этот вопрос достаточно субъективно. Во-первых, общество разделилось по признаку ответа на вопрос «Правильно ли посадили Pussy». Даже если человеку вроде бы всё равно, покопавшись, можно установить его общий настрой. И другую сторону черты от меня оказываются Николай Валуев, Валерия, Елена Ваенга, Олег Газманов и многие другие. Это люди с этикой другого типа, и они живут по понятиям -в данном случае уже не так важно, живёт ли человек по церковным или уголовным понятиям, коль скоро он ставит их выше закона и оправдывает ими жестокость. Видение того, как должны жить люди, у этих граждан несовместимо с моим. Мы движемся в разные стороны, и сотрудничать с ними сейчас, когда государство на их стороне, невозможно.
Во-вторых, в результате акции Pussy предельно чётко проступили очертания РПЦ. Было бы неправильно отождествлять всех православных с церковной верхушкой - всё равно что отождествлять всех россиян с Путиным. Однако, пока ты молчишь - ты согласен. Моральным, с моей точки зрения, поступком для любого православного было бы публичное заявление о том, что он больше не хочет иметь ничего общего с патриархом Кириллом, Всеволодом Чаплиным и остальными высокопоставленными иерархами РПЦ. Всеми, так как пока что ни один из них не выступил против Кирилла. Я не очень разбираюсь в духе православия, возможно, для православного невозможно выступать против патриарха - тогда это характеризует православие только с отрицательной стороны. Пока православные молчат - от их имени говорят Гундяев и Чаплин. Здесь или за, или против, и пока православный не высказался против - я буду считать, что он за, ну и относится соответствующе.
Теперь о более сложном, об оценке поступка девушек. Для меня, правда, всё просто: я не люблю религию в целом, не люблю РПЦ, не люблю ХХС, так что меня их акция ничем не задела. Православным же я напомню о традиции юродства, которая всегда почиталась в их среде. Василия Блаженного (того самого, которого собор), например, звали ещё Василием Нагим - потому что он всё время ходил голым. А Домна Томская переставляла и гасила свечи, и никто её за это на два года не сажал в острог. Как говорит Википедия, «Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений.» Похоже? Только, думается мне, истинные христиане - не те, на чьи поношения и оскорбления рассчитывали юродивые.
Если же говорить не о православии, а об общей морали и законе - на рамблере есть подборка различных случаев
http://news.rambler.ru/15166232/. Например, «2 июня 2011 года три активиста экологический организации «Fuck for Forest» вошли в Кафедральный собор Осло, и двое из них в голом виде провели у алтаря акцию, представляющую из себя имитацию полового акта. По словам участников, таким образом они хотели показать свою любовь к природе и людям. Суд приговорил участников, Натали Мандо и Бенжамина Годдара, к штрафу в 9 тыс. крон ($1,5 тыс.) и 7,5 тыс. крон ($1,2 тыс.) соответственно, а также выплате судебных издержек в размере 2 тыс. крон каждого ($330). В случае отказа оплачивать штрафы, Мандо грозило 18 суток заключения, Годдару - 15 суток.» Скажите мне, что норвежцы - аморальный народ и будут гореть в геене огненной. Мне кажется, что низкий уровень преступности и высокий уровень жизни как-то связан с такими наказаниями за имитацию полового акта в соборе. Это - общий уровень терпимости и нежелания государства причинять кому бы то ни было лишнюю боль.
И, наконец, что нам теперь делать? Когда я услышал слова «два года», мне захотелось поджечь приёмную ЕдРа, проколоть колеса машине судье Сыровой или разбить окна Хамовнического суда. Но этого нельзя делать ни в коем случае. Единственно возможное для нас оружие - это мирный протест (который, правда, должен включать в себя не только митинги, но и другие акции - забастовки, например). Именно мирность наших акций отличает нас от власти и её приспешников. Пока мы действуем цивилизованно - мы выигрываем, каждая наша мирная акция - в плюс нам, каждый арест - в минус им. Власть не знает, как бороться с мирными акциями (а правильный ответ - никак), и неотвратимо рушит свою репутацию, теряет сторонников, сама приводит людей на нашу сторону. Как только мы начнём действовать методами противника, насилием - мы мгновенно в глазах любого человека станем такими же, как власть, а вот ресурс насилия у власти на порядок больше.
Поэтому 15 сентября я обязательно пойду на Марш Миллионов, вне зависимости от согласования (так как согласованность акции - отнюдь не синоним мирности) с плакатом «Свободу Pussy Riot».