Является ли законной специальная военная операция, как её определяют в России, или война на Украине?
На западе существует много мнений. Это зависит от определения цели операции. Запад склонен объяснять спецоперацию желанием России оккупировать и захватить Украину. Многие другие говорят, что это из-за продвижения НАТО и так далее. Это ситуации, в которых данная операция не была бы законной. Вы не будете развязывать войну из-за того, что ваш сосед хочет вступить в НАТО. Так не делают.
Но это не значит, что русские собирались захватить всю Украину. Это запад даёт такое объяснение. А объяснение, данное Россией, и которое является единственным реальным объяснением, заключается в том, чтобы защитить русскоязычное население Донбасса от действий украинского правительства.
На самом деле бесчинства против жителей Донбасса начались очень давно. Но реально они начали проявлять определённую степень насилия с 2014 года, когда к власти пришли новые неизбранные киевские лидеры. Началось то, что фактически вызвало восстание на юго-востоке Украины из-за отмены закона об официальных языках, в котором когда-то русский был одним из официальных языков наравне с украинским. Отмена этого закона привела к тому, что русскоговорящие граждане больше не могли общаться с властями на русском языке и были вынуждены теперь делать это на украинском. И именно это вызвало на юго-востоке Украины, не только в Донбассе, массовые восстания.
На западе не говорили об этом, потому что запад хотел узаконить государственный переворот в Киеве, Майдан, как его там называют. Но на самом деле загорелся весь юг страны от Одессы до Харькова. И чтобы навести порядок, если хотите, Киевское правительство не могло использовать украинскую армию. Ведь украинская армия тоже состояла из русскоговорящих и русскоязычных украинцев. Украинские солдаты не хотели стрелять в других русскоязычных украинцев. А очень многие переходили на сторону восставших вместе с оружием и военной техникой.
По этой причине Киеву пришлось создать известные ультранационалистические военизированные формирования, такие как "Правый сектор", «Азов». Некоторые из из них имеют репутацию неонацистов. Они, начиная с 2014 года, применяли насилие против населения Донбасса.
Важно напомнить о том, что произошло в 2015 году. Чтобы остановить это насилие под эгидой ОБСЕ были подписаны Минские соглашения с участием Франции, Германии и России. Франция и Германия со стороны Украины, России - со стороны сил Донбасса. Необходимо также подчеркнуть, что силы Донбасса не были сепаратистами. Минские соглашения должны были привнести политическое решение данного конфликта.
Однако западные страны не выполнили подписанное соглашение. Украинское правительство не выполнило подписанное. Поэтому мир оказался в ситуации, когда в марте 2021 года президент Украины Владимир Зеленский издал указ о возвращении и юга страны в состав Украины. С этого момента, то есть с 24 марта 2021 года происходит сосредоточение украинских сил на границах Донбасса с целью подготовки наступления.
Именно тогда русские начали задумываться о том, что произойдет. И поняли, что ситуация рискует перейти во вмешательство. И они применили принцип, который является принципом ООН. Это принцип ответственности по защите. Тот же самый принцип, который Россия использовала в 2008 году для защиты населения Южной Осетии и Абхазии от агрессии со стороны Грузии. Это обязанность защищать. Этот принцип был в 2004 году в ООН.
Обязанность защищать включает в себя три пункта.
Каждое государство несёт ответственность за защиту своего собственного населения. Поэтому Украина была обязана защищать своё население. Потому что население Донбасса - это её население.
Но мы знаем, что между 2014 и 2022 годами на Донбассе погибло более 15 000 человек. И, кроме того, в феврале 2022 года украинская армия готовилась к наступлению на Донбасс. Таким образом, первый элемент этой обязанности по защите не был соблюдён.
Второй пункт обязанности по защите - это роль дружественных стран или союзников, или стран, которые окружают в, данном случае, Украину. Эти страны должны были помочь Украине решить внутренние проблемы.
В данном случае это очень просто. Поскольку Минские соглашения подписали Германия и Франция. Но мы знаем, что Ангела Меркель сказала в ноябре 2022 года, и Франсуа Оланд сказал это в декабре 2022 года, а затем Владимир Зеленский подтвердил в январе 2023 года, что они никогда не имели намерения исполнить Минские соглашения. Таким образом, политическое решение, которое составляло второй пункт обязанности по защите, также не было соблюдено. И это при том, что Минские соглашения стали результатом резолюции Совета Безопасности ООН.
Остаётся третий принцип обязанности по защиты - это возможность со стороны соседнего государства вмешаться, чтобы помочь гражданскому населению.
Именно третий пункт Россия в настоящий момент используют для специальной военной операции. Поэтому специальная операция легитимна, допустима.
Дело в том, что война, фактически, началась в 2014 году. У неё было первое политическое решение в феврале 2015 года. Минские соглашения не были соблюдены.
Таким образом, стороны находимся в той же войне, которая началась в 2014 году. Это была изначально внутренняя война, которая продлилась до 2022 года. Следовательно, российское вмешательство - это действительно
специальная военная операция в рамках войны, которая уже существовала. И это важно сказать, поскольку речь идет о легитимности, но не о законности.
В чём же разница?
Легитимность - это моральное право что-то делать. Законность - это юридическое право что-либо делать на основании существующего закона.
Все условия, которые были на Донбассе на тот момент, придали
легитимность действиям России. И возникает вопрос законности. И это русские очень хорошо поняли. Русские большие законники. Вопрос правомерности законности всегда очень актуален и волнует российские власти. Кстати, это было свойственно СССР ьакже.
И вот что произошло. Чтобы вмешательство было законным в соответствии с принципом обязательства по защите, Россия сослалась на статью 51 устава ООН, который разрешает вмешательство в интересах населения. Но для этого нужно было действовать в рамках коалиции.
Что произошло дальше? Русским потребовалось создать эту коалицию. Для этого Россия признала независимость самопровозглашенных республик Донбасса. В прежние годы Россия отказывалась это делать, так как В. Путин рассчитывал на политическое решение проблемы, то есть, на выполнение Минских соглашений. Но в начале февраля 2022 года украинские силы готовились к нападению на Донбасс. Русские поняли, что политическое решение теперь мертво и что теперь необходимо было перейти к военному решению.
Владимир Путин согласился признать независимость двух республик, чтобы иметь возможность подписать с обеими республиками договора и создать коалицию.
21 февраля 2022 года это было оформлено по всем правилам и в соответствие с российской Конституцией, ратификацией парламентом не только в России, но и в обеих республиках. И 23 февраля 2022 года обе Республики запросили военную помощь у России. В этот момент в коалицию с обеими республиками вступила Россия и получила возможность действовать по 51 статье устава ООН. Таким образом, Россия получила не только легитимность, но и законность для своих действий.
Но очень важно подчеркнуть, что эта законность действительна только в том случае, если цель России - защита населения Донбасса. Если это оккупация всей территории Украины, тогда законности нет.
К своим целям Россия вправе добавить другие, такие как вопрос НАТО. Например, нейтрализация присутствия иностранных войск на Украине и так далее.
Так что расчёт русских легитимен и законен. Стратегически это было гораздо менее фальшиво, чем то что рассказывает Запад всему миру.