Visual thinking | Смотреть и видеть, или Активное и пассивное восприятие

Jun 26, 2013 20:42

Оригинал взят у chevalry в Visual thinking | Смотреть и видеть, или Активное и пассивное восприятие
Есть две замечательная книги - "Визуальное мышление" и "Бла бла бла" Дэна Роэма:








Первую книгу я купил года три-четыре назад, вторую - совсем недавно. Прочитал вторую, потом перечитал первую (очень внимательно), сейчас снова взял в руки вторую... Короче, благодаря Дэну Роэму у меня сейчас в сознании - настоящая революция. Я не только понял суть того, о чем он пишет - но активно стал применять его теорию в своей работе. И вы знаете - работает! А занимаюсь я сейчас проектом по описанию бизнес-процессов нескольких предприятий строительной отрасли с помощью программы Business Studio (нотации IDEF0 и BPMN).

Так мне все это нравится, что даже захотелось написать несколько статей на эту тему.

Визуальное мышление - это процесс из  четырех стадий: посмотреть (look), увидеть (see), вообразить (imgane) и показать (show). Связаны они между собой так:



В чем разница между "посмотреть" и "увидеть"? Образно это можно проиллюстрировать так:



Допустим, у вас сломалась машина. Проблема где-то под капотом, это вы понимаете. Но где именно? Для начала вы поднимаете крышку капота и смотрите. Смотрите - но ничего не видите. Просто наблюдаете - собираете визуальную информацию. Это стадия пассивного восприятия. Потом становитесь более активны - проверяете один узел, другой, третий... И наконец, обнаруживаете проблему! Это стадия активного восприятия - фильтрации визуальной информации, благодаря чему вы наконец видите, в чем дело.

Активное восприятие - частая тема в бизнес-литературе. Но оказывается, что и пассивное восприятие (стадия "посмотреть") - это тоже неотъемлемая часть визуального мышления. "Посмотреть" - это тоже своего рода работа, и ее надо как следует организовать.

А как ее организовать? Оказывается, вот так - в четыре шага:
1) соберите все что можно вместе
2) разложите все что собрали так, чтобы охватить это "все" одним взглядом
3) задайте координаты и отклассифицируйте (приведите в порядок) ваши данные
4) отберите наиболее важные данные - и отбросьте лишнее (визуальная фильтрация)



При всей простоте этого подхода - он на удивление действенен. Так, в моем Каталоге бизнес-процессов сейчас насчитывается 326 экземпляров. Не так-то легко было увидеть взаимосвязи между ними, пока я их не собрал все вместе на карточки и не упорядочил по двум координатам - функциональные бюджеты и группы статей затрат. Например, функциональные бюджеты - это строительное производство, промышленное производство, проектная мастерская, транспортный цех, а также коммерческие и административные расходы. Статьи затрат - например, сырье и материалы или оплата труда. Оплата труда есть во всех шести бюджетах, а сырье и материалы только в трех. Так на свет появилась матрица следующего вида:



С этой простой, но на удивление эффективной матрицей (которая, конечно же, гораздо больше и сложнее) дело пошло на удивление бодро. Те взаимосвязи, которые увидел я - увидели и другие участники рабочей группы. Понятно, например, что между процессами PR010.020 и PR020.020 много общего. И там, и там есть сдельщики и повременщики, есть доп.начисления, есть налоги... Аналогичные взаимосвязи мы нашли также и во множестве других процессов. А благодаря чему? Просто благодаря визуальной классификации.

Короче, смотреть тоже надо уметь ))

годнота, полезности, стыренное

Previous post Next post
Up